Алена Кондрашова
Картотека игр и упражнений на развитие компонентов креативности — гибкости, воображения и оригинальности мышления
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игры на развитие креативного мышления
Игра «Чем похожи и чем отличаются?»
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.
Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок : мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.
Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.
Игра «Подбери пару к слову».
Публикация «Картотека игр и упражнений на развитие компонентов креативности — гибкости, воображения и оригинальности мышления» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Цель: развитие внимания, мышления и речи.
Оборудование: мяч.
Дети встают в круг. Воспитатель с мячом - в центре круга, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла».
Игра «Что это? Кто это?»
Цель: развитие мышления и речи.
Оборудование: 24 предметные картинки.
Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.
Игра «Разложи карточки»
Цель: развитие логического мышления.
Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка); поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка) .
На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.
Игра «Разложи картинки по группам»
Цель: развитие навыков анализа и синтеза.
Оборудование: поднос с двенадцатью картинками. Которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты : яблоко, груша, персик; посуда : чашка, тарелка, чайник; инструменты – молоток, пила, лопата и т. д.
Перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Воспитатель предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные).
Игра «Подбери парную картинку»
Цель: развитие логического мышления, памяти и речи.
Оборудование: магнитная доска; 12 пар предметных картинок : мотоцикл – колесо, аквариум – рыбки, кровать – подушка, книжный шкаф – книги, теплоход – якорь, молоток – гвоздь, батон – колосок, пчела – соты (мёд, корзина – подосиновик, лошадь – жеребёнок, белка – орех (шишка, ваза – тюльпан (гвоздика) .
На магнитной доске прикреплены картинки. Расположение картинок : верхний ряд – мотоцикл, аквариум, кровать, книжный шкаф, теплоход, молоток, батон, пчела, корзина, ваза, лошадь белка; нижний ряд - жеребенок, якорь, подосиновик, соты, подушка, книги, рыбки, колесо, колосок, орех, гвоздь, тюльпан. Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда. Дети поочередно составляют пары и объясняют свое решение.
Игра «Подбери четвертую фигуру»
Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать фигуры и на основе выделенных признаков делать умозаключения и устанавливать закономерности в изображениях.
Оборудование: карточки к заданию и простой карандаш (для каждого ребенка) .
На столе каждого ребенка находятся карточки и простой карандаш. Воспитатель привлекает внимание детей к отличительным признакам изображенных фигур, к принципу их очередности, и предлагает правильно закончить ряд, выбрав один из данных справа рисунков. (Нужный рисунок обводится карандашом) .
Игра «Придумай загадку»
Цель: развитие речи и мышления.
Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы.
На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим.
Игра «Составь предложение по двум картинкам»
Цель: развитие внимания, мышления и речи.
Оборудование: магнитная доска; магниты; пары предметных картинок : : бабушка – кофта (чашка, ваза, девочка – кролик (фасоль, лыжи, мальчик – кот (велосипед, коньки, аист – гнездо и т. д.
Воспитатель поочередно прикрепляет к магнитной доске пару картинок и предлагает детям составить по ней как можно больше предложений.
Игра «Любимая еда»
Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.
Оборудование: предметные картинки, например: корова – сено, кролик – капуста, медведь – мед, кошка – молоко и т. д.
Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.
Игра «Скажи мне наоборот»
Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.
Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположного значения, например: большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д.
Игра «Нелепицы»
Цель: развитие речи, внимания, мышления.
Оборудование: карточка к заданию.
Воспитатель предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле.
2. Игры на развитие воображения детей
«Несуществующая рыба»
Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие. Вы можете «копнуть» эту тему и заняться изучением жизни обитателей морских глубин. Предложите ребенку придумать и нарисовать свою рыбу. Может быть, это будет рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Как она выглядит, чем питается, где обитает? Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями.
«Представь себя.»
В нашем воображении мы можем быть кем угодно: сказочными героями, машинами, растениями, животными, предметами быта и одеждой. Скажите примерно следующий текст: «Представь себе, что в руках у тебя волшебная палочка. В кого бы ты хотел превратиться?» Пусть ребенок изобразит того, кем он стал, а вы угадайте задуманный образ. «Цветик-семицветик». Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками? Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.
«Любимое животное»
В древние времена у многих народов, да и у каждого человека в отдельности было свое тотемное животное. Это животное силы, к нему обращались за помощью в трудных жизненных ситуациях. Возможно, любимое животное вашего ребенка и является его тотемом: он все время его рисует, интересуется его жизнью, хочет завести дома (ничего, что это жираф или лошадь). Предложите ребенку побыть в образе разных животных. С помощью мимики и жестов он должен показать: как ходит, спит в берлоге и сосет лапу медведь; как скачет и грызет капусту заяц; как в норе прячется мышь; как фыркает и сворачивается клубочком колючий еж. Эта игра поможет ребенку узнать много нового и интересного из мира животных. Перед началом игры загляните в энциклопедию для животных, вам легче будет находить «штрихи к портрету» того или иного животного.
«Наскальная живопись»
Вы уже давно прошли тот этап, когда ваш кроха разрисовывал новенькие обои в доме. Однако желание оставить после себя след у него еще осталось. Выделите в доме уголок для «наскальной живописи». Здесь можно устроить широкое поле для деятельности: оставить послание родителям (если ребенок умеет уже писать, загадать загадку и получить отгадку, сделать книгу жалоб и предложений, нарисовать свое настроение.
«Рассмеши меня»
В эту игру можно играть всей семьей. Выбирается один рассказчик, все остальные — слушатели. Рассказывать можно анекдоты, смешные истории и всякую абракадабру, чтобы рассмешить слушателей. Кто засмеялся, тот становится рассказчиком.
«Слепой художник»
Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.
Гусеница из камней
Для осуществления этого творческого замысла вам понадобятся краски, кисточки, гладкие морские камушки. Сложите камушки в один ряд, самый большой будет головой, самый маленький — хвостом. Разрисуйте гусеницу. Из камней можно сложить фигурку человека, животного, цветок, домик. Пофантазируйте вместе!
Космическое путешествие
Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.
Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.
Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.
Необитаемый остров
Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.
Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.
Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.
Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.
Составь загадку
Игра развивает воображение, мышление
Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная).
Волшебные превращения
Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)
Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.
Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.
3. Упражнения на развитие воображения детей
Лепка
Развивает воображение и мелкую моторику рук
Необходимый инвентарь: пластилин, глина, тесто.
Из пластилина можно лепить все — посуду для куклы, буквы, животных. Можно сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее — провести кукольное представление. Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем ребенок научится создавать все более сложные фигурки.
Кулики, конструкторы
Способствуют разбитию воображения, творческого мышления, восприятия
Из кубиков (конструктора) можно построить все что угодно — дом, дорогу, город, квартиру с обстановкой и поселить туда жителей.
Вечерние окна
Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?
Пофантазируйте вместе с ребенком.
Облака
Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все! А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.
Сказка по ролям или кукольный театр
Такая забава придется по душе любому ребенку. Театр или игры по ролям — один из лучших способов развития творческих способностей. Самое ценное в этих играх — возможность прямого и свободного самовыражения.
Выберите хорошо знакомую сказку или рассказ, распределите роли (играйте всей семьей или компанией) и получайте удовольствие. Совсем не обязательно стандартное развитие сюжета — может быть, ваш ребенок придумает другой конец истории.
Сказки
Способствуют развитию речи, воображения, памяти
Сочиняйте сказки вместе с ребенком. Истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Запоминайте или записывайте эти истории — их потом всегда можно будет продолжить или просто прочитать спустя много лет вашим внукам.
Бумажные фигурки
Необходимый инвентарь: белая и цветная бумага, нитки, клей.
Возьмите бумагу, скомкайте листы и обмотайте их нитками — вот и готовые мячики для игры.
Мячики можно соединить между собой (сшить, склеить или связать) и получить причудливые объемные игрушки. Приклейте пуговицы или бусины в качестве глаз, носа и рта, сделайте петельки, и можно украшать елку.
Цветной коврик
Необходимый инвентарь: цветная бумага, ножницы, клей.
Нарежьте из цветной бумаги полоски. Покажите ребенку, как из них можно плести коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их между собой.
Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.
Новогодние украшения
Необходимый инвентарь: фольга, цветная бумага, ножницы, клей.
Нарежьте из цветной бумаги полоски, склейте из них новогодние гирлянды. Еще можно сделать объемные шары и фонарики.
Когда ребенок будет уверенно пользоваться ножницами, научите его вырезать снежинки из фольги.
Из остатков бумаги можно сделать различные аппликации, в том числе и объемные.
Поделки из природных материалов
Необходимый инвентарь: листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки.
Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.
Кино
Необходимый инвентарь: видеокамера.
Снимайте с ребенком видеоролики по придуманным сюжетам. Начинайте с простых историй. Если нужно, используйте реквизит — костюмы, грим, декорации.
4. Упражнение на развитие гибкости мышления
«Коврик».
Детям предлагают три квадрата разных цветов: синий, красный, желтый.
Детям предлагают составить коврики различных узоров из предложенных квадратов.
Должны получиться такие шесть вариантов.
В начале выполнения аналогичных заданий последовательность перебора вариантов может быть произвольной. Затем следует обратить внимание детей на полученный результат такими вопросами:
1. Сколько раз в коврике на первом месте был красный квадрат? Желтый? Красный?
2. Сколько раз в коврике посередине был красный квадрат? Желтый? Красный?
3. Сколько раз в коврике в конце был красный квадрат? Желтый? Красный?
4. Сколько разных ковриков у нас получилось?
Детей нужно подвести к тому, что при составлении различных комбинаций лучше пользоваться определенным правилом. Эти правила можно составить вместе с детьми. Например. В начале берем один кубик и, не меняя его положения, меняем местами второй и третий. Тоже проделываем с другими цветами. Полученные «коврики» лучше всего зарисовать с помощью цветных карандашей или фломастеров.
«Разложи игрушки».
Детям предлагают две игрушки и три полочки. Задание: Разложи игрушки разными способами так, чтобы на полочке была только одна игрушка.
Ответ: шесть вариантов.
«Сварим компот».
Детям предлагают сварить компот из таких фруктов и ягод: яблоко, груша, слива, вишня.
Нужно определить, сколько разных компотов может получиться, если для его приготовления выбирать только три продукта из четырёх.
Детей нужно подвести к пониманию того, что вариантов очень много и все они разные. Важно обратить внимание на то, что комбинация яблоко+вишня+груша и вишня+яблоко+груша – это одинаковые варианты для компота.
Аналогично проводится игра «Сделаем салат».
«На лавочке».
Задание: узнай, сколько существует вариантов расположить детей, Ваню, Лену и Катя, на лавочке.
При решении этой задачи дети перебирают все возможные варианты. Возможные комбинации следующие:
1. Ваня, Лена, Катя.
2. Ваня, Катя, Лена.
3. Лена, Ваня, Катя.
4. Лена, Катя, Ваня.
5. Катя, Ваня, Лена.
6. Катя, Лена, Ваня.
Всего шесть вариантов, также как и в задании «Коврик».
«Строим разные дома».
Для выполнения этого задания нам понадобиться конструктор: три куба разного цвета или фактуры и две различных призмы (для крыши дома). Задание: сколько разных домов можно построить, если использовать предложенный материал.
Для выполнения этого задания можно воспользоваться таблицей. Которую заполняем вместе с детьми.
«Пустая клетка».
Детям предлагают готовые карточки. Рассмотрев и проанализировав изображение, необходимо определить, какая фигура отсутствует. Таблицы могут быть такого типа.
«Раскрасим домик».
Задание: раскрасьте домиков по-разному тремя цветами краски: зеленая, желтая, белая. Сколько может получиться разных вариантов?
«Птички на веточках».
Задание: рассади на веточке разными способами птичек, воробья, синичку, ласточку.
Ответы могут быть такими:
Воробей, синичка, ласточка.
Воробей, ласточка, синичка.
Синичка, воробей, ласточка.
Синичка, ласточка, воробей.
Ласточка, синичка, воробей.
Ласточка, воробей, синичка.
5. Коррекционные упражнения на развитие мышления детей
«Что будет, если?.»
Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы.
Примеры заданий:
Что будет, если.
. человек перестанет есть?
. не выключить кипящий чайник?
. оставить холодильник открытым?
. носить тесную обувь?
. не чистить зубы?
. забить мяч в окно?
. съесть десять порций мороженого сразу?
. дразнить соседскую собаку?
. ходить задом?
. не спать?
. посадить цветы в песке?
. сесть на ежика?
. человек научится летать?
«Образы»
Проведите простой эксперимент: нарисуйте на листе одну окружность, а внутри нее — другую, диаметром в два раза меньше. Спросите у ребенка, что он видит. А что видите вы? У каждого человека найдутся свои ассоциации. Главное — не останавливайтесь на одном варианте ответа. Учите ребенка искать много новых идей, опираясь на одну данность. Это поможет ему в решении многих жизненных вопросов. Такой подход расширяет сознание и выводит на поиск нестандартных решений. Находите необычное в простых вещах, которые вас окружают. Например: «На что похоже облако? Что напоминает рисунок на ткани? А эти причудливые разводы на кафеле?»
«Новый человек»
Предложите ребенку нарисовать землянина, который в некотором смысле похож на инопланетянина. Как бы мог выглядеть человек еще, кроме того, каким он является? Пусть ребенок «перекроит» тело человека по-новому. Это творческое задание хорошо отражает отношение ребенка к собственному телу. И его рисунок будет своеобразным посланием для психологов. То, что ребенок укрупняет, выпячивает в теле, имеет для него важный смысл. То, что он «забывает» нарисовать, уходит в область подсознательного в виде страхов и негативных переживаний.
«Непослушный карандаш».
Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему нарисовать закорючки. Пусть он представит, что в его руки попал непослушный карандаш, который рисует, что ему вздумается. Нарисуйте около 10— 15 таких рисунков, затем рассмотрите их с разных сторон. Что получилось? На что они похожи? Какие образы вдруг проявились? Чтобы упражнение не выглядело, как задание, рисуйте закорючки вместе (каждый на своем листе).
Упражнения на развитие мыслительной операции:
"Сравнение предметов"
1) Стрекоза и божья коровка
2) Дом и избушка
3) Стол и стулья
4) Ручка и стерка
5) Вода и молоко
6) Топор и молоток
7) Гитара и баян
8) День и ночь
9) Одежда и обувь
10) Грибы и ягоды
Рекомендации по проведению задания
Ты видел стрекозу? А божью коровку?
Похожи стрекоза и божья корвка или нет? Чем они похожи?
А чем отличаются друг от друга?
При сравнении предметов учить находить черты сходства и черты различия по главным признакам.
Упражнения на развитие скорости мышления :
"Отгадай что я хочу сказать" (произносится первый слог слова).
Всего предлагается 10 слогов:
1) по,
2) на,
3) за,
4) ми,
5) му,
6) до,
7) че,
8) пры,
9) ку,
10) зо.
Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
а) "Четвертый лишний".
1. Корова, собака, свинья, волк.
2. Футболка, шорты, шапка, куртка.
3. Малина, крыжовник, подосиновик, смородина.
4. Мокрый, влажный, сырой, сухой.
5. Час, минута, лето, секунда.
6. Ложка, тарелка, кастрюля, цветок.
7. Январь, сентябрь, октябрь, ноябрь.
8. Лук, морковь, банан, картофель.
9. Береза, рябина, сосна, малина.
10. Книга, холодильник, телевизор, пылесос.
б) "Найди лишнюю картинку".
в) "Упражнения на развитие гибкости ума".
Предложите ребенку называть как можно больше слов по лексическим темам:
- Назови слова, обозначающие грибы (мухомор, подберезовик, рыжик, сыроежка)
- Назови слова, относящиеся к видам спорта
- Назови слова, обозначающие диких животных.
- Назови слова, обозначающие головные уборы.
- Назови слова, обозначающие овощи т. д.
г) "Последовательность событий"
Предложите ребенку разрезанную мозаику собрать и расположить в последовательности происходящих событий. ( Например: «Варим суп», «Сошьем платье» и т. д)
е) "Переструктирование слова"
Из букв данного слова составить как можно больше новых слов. В новом слове каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове.
ж) "Дедукция"
Предлагают мыслительные задачи такого типа: "Маша младше Светы. Маша старше Наташи. Кто старше?"
з) "Обобщения"
1) Назвать одним словом предметы:
Тюльпан, ромашка, роза - это.
Весна, лето, осень - это.
Футбол, волейбол, хоккей - это.
2) Конкретизировать обобщающие понятия:
Овощи - это.
Транспорт - это.
и) "Математика".
а) Вставь пропущенные цифры: 1. 3 4. 6. 8…10
б)Разложи геометрические фигуры по размеру в порядке их уменьшения
в)Раскрась столько предметов, сколько раз я прохлопаю в ладоши.
Упражнения на беглость мышления
"Назвать слова с заданной буквой".
Например:
1) Назвать слова, начинающиеся на букву "а".
2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву "м".
3) Назвать слова, в которых в середине есть буква "к".
Библиографический список:
1. Дмитриева, Л. Г. Выявление творческого потенциала у детей
и средства его активизации/ Л. Г. Дмитриева. - М. : Просвещение, 1982. –25 с.
2. Ермаковой Е. С, Румянцевой И. Б, Целищевой И. И. Развитие гибкости мышления детей» – СПб: Изд-во «Речь», 2007 г.
3. Костина, Э. П. Камертон/ Э. П. Костина. – М. : Просвещение, 2004.-
с. 47-48
4. Михайлова, М. А. Развитие творческих способностей дошкольников. /
М. А. Михайлова. – Ярославль, 1997. – с. 174-175
5. Черноиваненко, Н. М. Формирование творческих способностей/Н. М.
Черноиваненко. – М. : Музыка, 1979. – 38 с.