Оксана Ширкова
План по самообразованию «Приобщение ребенка к социальному миру посредством правового воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад г. Фатежа «Золотой ключик»
Фатежского района Курской области»
Перспективный план по самообразованию
«Приобщение ребенка к социальному миру посредством правового воспитания»
Составитель :
Ширкова Оксана Александровна
социальный педагог
г. Фатеж
2019г.
Пояснительная записка:
Публикация «План по самообразованию „Приобщение ребенка к социальному миру посредством правового воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Еще с давних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Проблема защиты детей обсуждается во всем мире, ведь зачастую бывает так, что даже самые близкие ребенку люди могут его обидеть и тем самым нарушить его права.
Многие философы и мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.
Вопрос, с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека?
По рекомендациям ЮНЕСКО (сформулированным еще в 1974 году) эту работу предлагается начинать с дошкольного возраста. Государства мира приняли участие в создании Конвенции о правах ребенка, которая была принята в 1989 году.
Ребенок должен знать свои права, гарантированные законами страны, в которой он живет, и понимать: власть взрослого над ним не безгранична – она «подчиняется» требованиям этих законов.
Актуальность:
Будущее страны во многом зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. В Конвенции ООН о правах ребенка говорится, что «образование ребенка должно быть направленно на подготовку его к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости».
Сегодня возрастает актуальность проблемы воспитания правовой культуры взрослых и детей. А что такое правовая культура? Это совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности. Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка, что находит отражение в деятельности ДОО, ориентированной на выполнение установок и требований ФГОС ДО через уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. У детей необходимо сформировать понятия о своих правах и умение ими пользоваться, а задача педагогов создать условия для формирования правовых знаний и умений, используя художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные пониманию дошкольников.
Цель:
• формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста.
Задачи:
• дать детям элементарные знания и представления о международном документе по защите прав ребенка.
• создать условия для позитивной социализации ребенка дошкольника, его личностного развития, формирования чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
• воспитывать чувство уверенности в себе, дружелюбное отношение к сверстникам, социальную терпимость, уважение к достоинству и личным правам другого человека.
• приобщать детей к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям.
Перспективный план работы
Месяц Образовательная деятельность Совместная деятельность Самостоятельная деятельность детей Итоговый продукт
Сентябрь «Что такое права человека»
-познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы. -Беседа «Конвенция о правах ребенка».
-Беседа «Правила поведения, по которым мы живем»
-Д/игра «Мы разные, но у нас равные права» -Рассматривание сюжетных картин «Права детей».
-Фотоальбом «Счастливое детство».
Рисование «Моя мечта»
Октябрь «Твои и мои права»
-сформировать понимание взаимосвязи прав и обязанностей, способность строить дружеские отношения со сверстниками, не ущемляя права других.
-Д/игра «Я не должен»
-Д/игра «Я имею право»
-Беседа «Кто заботится о детях?»
-Чтение: р. н. с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
-Просмотр мультфильма «Смешарики» из серии «Азбука прав ребенка» -Рисование: «Чем я люблю заниматься».
-Сюжетно-ролевая семья «Детский сад».
-Настольно-печатная игра «Ассоциации».
Творческая мастерская: «Мои права»
Ноябрь
«Право на жизнь»
-довести до сознания того, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие; государство заботится об охране жизни. -Беседа «Имею право жить».
-Д/игра «Я один дома».
- Инсценировка отрывка «Волк и семеро козлят» - сказка;
Ю. Форостенко «Защити себя сам»;
киргизская народная сказка «Непослушные сестры».
- Ситуативный разговор: «Следует ли хвастаться, если ты сделал доброе дело?»
- Просмотр мультфильма «Гуси-лебеди». -Игра-драматизация по сказке «Три поросенка».
-Рассматривание иллюстраций по теме. Рисование «Пусть всегда будет солнце».
Декабрь «Право на имя»
-познакомить детей с правом каждого человека на имя; подвести их к пониманию того, что у каждого человека есть имя и его имя может звучать по-разному. -Аудиозапись «Книга ласковых имен О. Кириллова.
-Д/ига «Назови друга ласково».
-Д/игра «Отгадай по голосу».
-Беседа «Что означает твое имя?»
-Чтение худ. лит. А. Мухлынина «Как гномы себе имя выбирали».
Т. Шорыгина «Имя».
Э. Успенский «Я не заноза»
-Просмотр мультфильма «Смешарики» : серия «Право на имя»
-Ситуативный разговор «Дай имя своей игрушке». -Сюжетно-ролевая семья «Семья» : сюжет «В семье появился ребенок».
-Рисование по сказке «Три медведя».
Настольный театр «Три поросенка».
Январь «Право на семью»
-дать детям первоначальное представление о возникновении семьи; формировать представление о семье как об «островке безопасности», гаранте прав ребенка; воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, друг к другу. -Беседа «Моя семья».
-Беседа «Как ты заботишься о своих близких?»
-Чтение худ. лит.
Л. Толстой «Старый дед и внучок»
Д. Габе «Моя семья».
Е. Трутнева «Наша бабушка».
Н. Артюхова «Трудный вечер».
В. Осеева «Сыновья», «Печенье».
- Творческая мастерская «Красивое платье для мамы».
-Прослушивание песен: «Младший брат» муз. И сл. С. Николаевой; «Песенка про папу» муз. В. Шаинского, сл. М. Танича; «Мама, ты мой самый лучший друг» муз. И сл. Л. Олифировой. -Рассматривание сюжетных картинок по теме.
-Д/игра «Моя семья».
-Театрализованная игра по сказке «Репка».
-Настольная игра «Семья гномов»
-Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Рисование «Моя семья».
Февраль «Право на медицинское обслуживание»
-познакомить детей с правом на медицинское обслуживание; формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым. -Творческая мастерская «Если хочешь быть здоров».
-Презентация «Здоровье в порядке – спасибо зарядке».
- Просмотр мультфильма «Смешарики» : серия «Азбука прав ребенка».
-Беседа «Кто нас лечит?»
-Д/игра «Вредно-полезно».
-Чтение худ. лит. К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»; И. Турчина «Человек заболел». -Сюжетно-ролевые игры «Больница»; «Аптека».
-Рисование «Как я закаляюсь».
-Рассматривание сюжетных картин по теме «Малыши-крепыши».
-Подвижные игры по интересам.
-Слушание П. Чайковский «Болезнь куклы» Рисование «Как я закаляюсь».
Март «Право на жилье и его неприкосновен-
ность»
-познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность; воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила общежития. -Д/игра «Назови свой адрес».
-Презентация «Какие дома у сказочных героев».
-Чтение худ. лит. Л. Васильева-Гангнус «Дом, в котором ты живешь»; Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса»;
Ю. Коринец «Таинственный дом»; С. Михалков «Три поросенка».
-Обсуждение пословиц: Красна изба не углами, а пирогами. В гостях хорошо, а дома лучше. Мой дом – моя крепость. -Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад».
-Танец «Баба-яга», муз. и сл. Т. Морозовой.
-Конструирование «Дом моей мечты».
-Просмотр мультфильма «Винни-пух в гостях у Кролика».
-Рассматривание иллюстраций художника Ю. Васнецова: «Коза-хлопота», «Петушок», «Сорока-белобока». Рисование «Домики трех поросят».
Апрель «Право на отдых»
-познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей детям право на отдых и досуг. -Беседа «Расскажи о своих любимых праздниках»
-Беседа «Делу время – потехе час».
- чтение сказок по интересам детей;
Д. Хармс «Очень вкусный пирог»;
О. Высотская «В нашем детском саду».
-Творческая мастерская «Мой любимый детский сад».
-Развлечение «Мешок яблок» по сказке Сутеева
-Д/игра «Дарики-дарики, к нам летят комарики».
-Презентация «Наши праздники». -Сюжетно-ролевые игры «Кафе мороженое», «Салон красоты».
- Дискотека под музыку из мультфильмов.
-Рисование «Как я люблю отдыхать». Фотовыставка «Отдых в детском саду и дома»
Май Итоговое занятие
-закрепить знания детей о Конвенции о правах ребенка; продолжать развивать у детей правовое сознание, воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека, прививать веру, любовь и доброе отношение детей к окружающим, развивать в детях уверенность в себе и своих возможностях. -Д/игра «Кто в домике живет».
Д/игра «Я не должен».
-Д/игра «Расколдуй право»
-Беседа «Имею право жить».
-Беседа «Мои права и обязанности»
Презентация «Кто нарушил право?» (по страницам сказок).
-Творческая мастерская «Наши права».
-Музыкально-театрализованное развлечение «Мы на свет родились, чтобы радостно жить».
-Чтение худ. лит. Л. Вохмянина «Сонечка и волшебник Права»; М. Бушкова «Сказка о том, как Белочка с Ежиком дружила»; О. Несват «Рыбка».
-Викторина «Что мы знаем о наших правах». -Рассматривание сюжетных картин «Права детей».
-Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Больница».
-Просмотр мультфильма «Смешарики»; серии «Азбука прав ребенка».
-Настольно-дидактическая игра «Исправь ошибку». Лепбук «Права детей»
Взаимодействие с родителями
Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми обусловил необходимость по-новому взглянуть на проблему взаимодействия детского сада с родителями с целью создания единого образовательного пространства. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, закон «Об образовании РФ» обязывает педагогов и родителей стать равно ответственными участниками образовательного процесса по данной теме через анализ взаимоотношения детей в семье и повышение уровня правовой культуры родителей. Привлекая родителей к правовому воспитанию, педагоги формируют у них понимание того, что родители являются гарантом прав своего ребенка. Правовое воспитание детей дошкольного возраста требует единства и согласованности действий дошкольного учреждения с семьей. Когда единство действий дошкольных учреждений и семьи обеспечивает формирование нравственных чувств и представлений ребенка, прочных навыков и привычек поведения, организованную и целенаправленную его деятельность, воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями и ребенку легче овладеть установленными нормами поведения.
Перспективный план работы с родителями.
Месяц Формы работы с родителями.
Сентябрь -Анкетирование «Права ребенка в семье и детском саду».
-Тематический правовой уголок по ознакомлению с Конвенцией о правах ребенка.
Октябрь -Консультация «Типы родительской любви».
Ноябрь -Консультация «Жестокое обращение с детьми».
Декабрь - Сочинение родителей на тему
«Мой ребенок, его индивидуальные особенности».
-Консультация «Искусство быть родителем
Январь -Родительское собрание «Беседы о правах ребенка».
Февраль -Памятка «Полезные советы для родителей по формированию здорового образа жизни».
Март -Рубрика «Говорят дети» : тема «Моя мама…»
-Консультация «Четыре заповеди мудрого родителя».
Апрель -Буклет «Почему ребенку нужна игра».
Май -Выставка рисунков детско-родительского творчества «Моя семья».
Список литературы
1. Буркацкая А. Поощрение и наказание // Ребенок в детском саду. – 2007. - №5
2. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. – 2008. - №4
3. Голицина Н. С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М. : «Издательство Скрипорий 2003», 2005.
4. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
5. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка // Управление ДОУ. – 2002. - №6.
6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002.
7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребенок, я имею право. М. : «Издательство Скрипорий2003», 2007.
8. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
9. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. - М. : ТЦ Сфера, 2007. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005