Приложение МААМ

Контрольная работа «Жанры произведений устного народного творчества, доступные детям дошкольного возраста»

Юлия Федечкина
Контрольная работа «Жанры произведений устного народного творчества, доступные детям дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

КГБ ПОУ «Барнаульский государственный педагогический колледж»

Отделение дошкольного образования

(заочная форма обучения)

Контрольная работа

По дисциплине «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»

Тема: Жанры произведений устного народного творчества,

доступные детям дошкольного возраста

Выполнила студентка 27- Б группы

Публикация «Контрольная работа „Жанры произведений устного народного творчества, доступные детям дошкольного возраста“» размещена в разделах

Лебедева Юлия

Барнаул 2019

Тема 2 Жанры произведений устного народного творчества,

доступные детям дошкольного возраста

План:

1. Понятие о фольклоре. Отличие народного творчества от художественной литературы…. …2

2. Детский фольклор…. …. ….7

3. Значение фольклора в воспитании дошкольников…12

1. Понятие о фольклоре. Отличие народного творчества от художественной литературы

Термин «фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость». Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и пр.). Более узкое значение слова — устная словесность, устное поэтическое творчество, включая и песни. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении.

История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. До сих пор фольклору свойственен мифологический синкретизм — единство слова, музыки, танца, декоративного искусства. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства происходило постепенно и выразилось, прежде всего, в сказке. Сказка, в отличие от легенды и мифа, осознавалась как выдумка, игра воображения. В сказках люди пытались выразить свои идеалы, свои представления о счастье и справедливости, любви и дружбе. Надо различать народные сказки и авторские, т. е. те, которые придуманы писателями, часто с использованием фольклорных сказочных мотивов.

Ко времени первых научных записей русского фольклора (середина девятнадцатого века) система жанров народного творчества включала в себя следующие функциональные области:

Обряды календарные, семейные, а также на случай (болезнь, ссора, дальняя дорога, судебное разбирательство и т. д.).

Малые, речевые формы фольклора: пословицы, поговорки, загадки.

Несказочная проза - рассказы о конкретных бытовых фактах: былички о домовых, леших, водяных и проч. ; легенды о святых; предания об исторических лицах и событиях.

Эпос: былины, исторические песни, баллады, духовные стихи, сказки. В отличие от несказочной прозы эпические жанры фольклора обладают особым формульным стилем, строгими законами композиции и повествуют не о частных фактах, а создают обобщенный, идеальный образ мира.

Лирика - необрядовые и несюжетные песенные формы фольклора, отображающие внутренний мир человека.

Драма - синтетическое жанровое образование, включающее словесный текст, пение, пляску, сценическое действие, декорации.

Смеховые формы фольклора. У каждого фольклорного жанра есть собственные «кривые зеркала». Например, похоронному обряду соответствуют пародийные покойницкие игры на святки. Рядом с былиной на исторический сюжет будет существовать скоморошина на бытовую тему, воспроизводящая стиль оригинала. Наряду с «серьезными» прозаическими рассказами в фольклоре активно бытуют анекдоты. Пародийные формы обнаруживают смысловые пределы «серьезных» жанров, границы социальных норм и стереотипов.

В фольклористике (науке, изучающей фольклор) принято различать жанры фольклора в зависимости от их принадлежности к эпосу, лирике или драме.

Сами исполнители фольклора придерживаются иной классификации: произведения, которые поются и которые рассказываются.

По характеру связи с народным бытом различают фольклор обрядовый и необрядовый, по соотнесенности с различными социальными слоями - рекрутский, солдатский, бурлацкий, рабочий, школьный и т. д.

Обряды, заговоры, былички. Самые архаичные и глубинные слои фольклорного мировосприятия сложились в ходе взаимодействия людей с окружающей природной средой. Формы и правила поведения человека в природном мире описывают три тесно связанных фольклорных жанра : обряд, заговор, быличка.

Обряд - это правила поведения человека в той или иной ситуации. Любой человек, когда наряжается, приводит себя в должный, подобающий случаю вид. Обряжают покойника (обмывают, одевают в специально сшитую одежду). Ряженые на Святки - люди, одетые таким особым образом, чтобы быть похожими на потусторонние силы. О женихе говорят суженый-ряженый, то есть предназначенный судьбой, по порядку вещей. Обряд включает в себя набор определенных поступков, а также предметы, с которыми производятся ритуальные действия. Обряд происходит в определенное время и определенном месте. Ритуальные действия сопровождает словесный текст. Это может быть песня, плач, диалог или заговор.

Заговор как особая форма народной культуры рождается из представлений о силе правильно сказанного слова. Человек, знающий точную формулу заклинания (потому он и зовется знахарем, ведьмой, способен призвать потусторонние силы и заставить их работать на себя.

Рассказы о случайных встречах или сознательном колдовском общении с домовыми, банниками, лешими, водяными, русалками, полудницами и т. д. называются быличками. Рассказчик и его слушатели уверены, что подобные истории чистая правда, быль. Смысл и назначение таких историй - научить слушателя на конкретном примере, как надо или не надо себя вести в той или иной ситуации при встрече с нечистой силой. Былички служат живой иллюстрацией ко всей системе народной мифологии. Поговорим о ней подробнее.

Зачитать: В отличие от объективного научного описания вселенной фольклорное мировоззрение принципиально субъективно. Пространство в фольклоре обжито, одушевлено, мифологизировано. Дом и баня, двор и улица, село и лес, поляна и болото распределены между человеком и потусторонними существами (банниками, овинниками, лешими, водяными). Да и в самом доме человеческому красному углу противостоит запечье, подпол и сени, где хозяйничает домовой.

Подобно пространству мифологизировано в народном сознании и время, что отражается во множестве календарных обрядов и поверий. В полдень по народным представлениям нельзя находиться в поле, нужен перерыв в работе, иначе накажет полудница. В полночь и того опасней выходить из дому: света белого не видно и ночные духи обступают человеческое жилище. На закате плохо браться за новую работу, не следует начинать новой ковриги хлеба, после захода солнца нельзя ничего отдавать из дому.

У словестного творчества - две формы письменная и устная. Письменную словесность называют литературой, устную – фальклором. Они отличаются между собой не только способами создания, распространения и восприятия произведений. Главное отличие состоит в том, что литература – творчество индивидуальное : у каждого произведения есть определённый автор, тогда как в фольклоре произведения воспринимаются как общее достояние и авторство не имеет никакого значения. Поэтому о фальклорных произведениях говорят : их создал народ, это народное творчество.

Фольклор и литература занимают разное место в жизни общества. Литература – это один из видов искусства, искусство слова. Фольклор же не только искусство слова, а часть традиционной культуры народа. Он сопровождал человека в течении всей его жизни. Младенцу пели калыбельные песни. Ребёнок входил в жизнь с играми и забавами. И это тоже фольклор детский. Молодые люди основывали семью и на свадьбе исполнялись определённые обряды, звучали песни. Труд и досуг не проходил без сказок и песен. На все случаи жизни у людей были пословицы. И в последний путь человека провожали с определёнными обрядами. Фольклор выполняет в традиционной культуре множество функций: хозяйственные (с ними связаны разные обряды, юридические (Свадебный обряд, религиозные (Народные легенды, духовные стихи) и служит не только досугу и развлечению.

Литературные произведения написаны, и их читают, «чаще всего для себя». Фольклорные произведения, поскольку это устное творчество, исполнялись вслух: сказки рассказывались и «разыгрывались», песни пелись. Фольклор – это исполнительское искусство: мимика и жесты в рассказе, музыкальность народных песен, выразительность танца в хороводах – в фольклоре живут приёмы многих искусств. Имена талантливых исполнителей были широко известны: исполнительница причитаний Ирина Федосова, сказитель былин Трофим Рябинин, неистощимый балагур Мария Кривополенова, сказочник Абрам Новопольцев.

Одну и ту же песню, одну и ту же сказку можно исполнить по-разному. Основа текста сохраняется, но очень много бывает и различий в одних и тех же сказках, исполненных разными сказочниками. И если текст литературных произведений постоянен (Евгений Онегин остаётся таким же как и при жизни Пушкина) то фольклорные произведения известны во множестве вариантов. Почти каждое фольклорное произведение имеет варианты.

Хотя фольклор на много старше литературы (устное творчество появилось до возникновения письменности, на него обратили внимание и стали записывать довольно поздно (в России - в VXIII веке). Поэтому мы можем лишь догадываться, каким был наш фольклор прежде. Традиционная культура была очень устойчивой, и многое в ней сохранялось на протяжении веков. Но жизнь всё же менялась, и вместе с нею менялся фольклор.

Фольклор записывался любителями народной старины в городах и деревнях, и благодаря замечательным собирателям прошлого мы можем познакомиться со сказками и песнями, которые пели и рассказывали наши предки. Имена этих собирателей и издателей фольклора вошли в историю отечественной культуры. Это собиратель народных песен Петр Киреевский, неутомимый искатель народных пословиц и речений Владимир Даль, издатель русских сказок Александр Афанасьев, собиратели былин на Русском Севере Павел Рыбников и Александр Гильфердинг и многие, многие другие. Записанные ими фольклорные произведения стали классическим наследием нашего народного искусства.

В наши дни не поют больше былин и старинных песен – мы можем их только прочесть в книгах. Но фольклор не умер: поют песни и частушки, есть свой фольклор и у детей. Конечно, в современной жизни фольклор занимает скромное место, уступив профессиональному искусству. Но связи своей с традиционной культурой он не теряет.

Сколько на земле народов, столько и народных культур. Поэтому фольклор каждого народа неповторимо своеобразен: он связан с национальным бытом, национальной историей, говорит на «своем» языке. Но в жизни разных народов много не только неповторимого, но и общего. Честь и независимость своей родины защищали богатыри. Древнегреческий Ахилл и французский Роланд, киргизский Манас и русский Илья Муромец – одинаково отважные защитники своей родины, хотя меняются враги, меняются обстоятельства, в которых они встают на борьбу за свою родину

2. Детский фольклор.

Детский фольклор весь представляет собой невольную пародию на стереотипы мира взрослых. В нем существуют свои ритуалы в общении и играх, своя мифология, отчасти заимствованная у старших, отчасти собственного сочинения. Ecть своя лирика (песенники и альбомы, есть и свой смеховой мир: дразнилки, поддевки, детские анекдоты. Подражание взрослым формам поведения оказывается для детей естественным механизмом усвоения норм и правил, по которым им придется жить в будущем.

К детскому фольклору относятся не только те произведения, которые созданы детьми и живут среди детей, но и такие, что созданы взрослыми

для детей. По составу своему детский фольклор сложен. Есть песенки и стишки для самых маленьких, другие произведения можно услышать у детей -дошкольников, по-иному выглядит школьный фольклор. Корни детского фольклора уходят в старину. Он впитал такие произведения, которые ушли из фольклора взрослых и прижились в новой среде, приспособившись к детскому восприятию: заклинания, обращенные к дождю, некоторые детские игры.

Многое из детского фольклора принадлежит прошлому, потому что жизнь современных детей не похожа на жизнь старой русской деревни. Но многое и осталось, а некоторые произведения детского фольклора продолжают создаваться. Неизменным остается назначение детского фольклора: он воспитывает ребенка, помогает его социализации, включается в детскую игру, уча и развлекая одновременно.

Детский фольклор не является зеркальным отражением фольклора взрослого: здесь свой мир и своя жанровая система. Многие из этих жанров в фольклоре взрослых отсутствуют, а песни и рассказы для детей вы-

глядят иначе, чем у взрослых.

Песни для самых маленьких, еще бессловесных детей – колыбельные. Они поются во всех уголках земного шара, и цель у них одна – практическая: успокоить плачущего младенца, чтобы он заснул. Ребенка при этом покачивают – на руках или в колыбели. Конечно, младенец еще не понимает содержания колыбельных. Но воспитательное значение они все же имеют: дети усваивают интонации родного языка, колыбельные – одна из форм контакта между ребенком и его матерью.

По содержанию своему колыбельные представляют ряд произвольно связанных между собой картинок (или одну картинку, прерываемых наказами: «спи!», «усни!» Обычно матери поют о животных, занятых нехитрой домашней работой : они шьют, подметают. Чаще других появляется в колыбельных кошка, которую приглашают ночевать и покачать ребенка,

обещая хорошо заплатить за работу.

В колыбельных песнях появляются и мифологические существа, знакомые только детскому фольклору: Дрема, Угомон, Бука. Они мешают детям спать или угрожают им. Поэтому плачущего ребенка можно и попу-

гать Букой или Угомоном, но можно взять Дрему и в союзники. Пугали и серым волком: «придет серенький волчок и ухватит за бочок».

В колыбельных песнях часто рисовались картины счастливой жизни,

которые рисовала мать в воображении: ребенок вырастет сильным и смелым, будет богатым: «Будешь в золоте ходить, Чисто серебро носить».

Народные колыбельные песни вдохновили поэтов на создание собственных колыбельных. Самая известная из них – «Казачья колыбельная песня» М. Ю. Лермонтова.

Когда ребенок покидает колыбель и делает первые шаги, на помощь родителям приходят новые произведения – потешки и пестушки. Названия хорошо передают их функции: ребенка и воспитывают (пестуют, и забавляют. С ним играют: качают его на коленях, подбрасывают вверх, разгибают ручки и ножки. Самые популярные русские потешки – «Ладушки» и «Сорока-

ворона». Тут даются первые уроки морали: мизинчик не получает кашки,

потому что он ленился и ничего не делал. Если в колыбельных песнях из мира животных чаще других появлялась кошка, то в потешках ее нет. Но и здесь животные ведут себя по-человечески: «Барашеньки крутороженьки в дудочку играют, Ваню потешают».

Но есть в детском фольклоре и особый жанр, называемый небылицами. Они представляют мир, где реальное выступает в единстве с нереальным, обыденное – с необычайным. Здесь обыкновенные звери, птицы, насекомые уподобляются людям и ведут себя совершенно необычно (как в дразнилке - «петух заржал, на базар побежал»). Здесь комар-комарище с дуба свалился, ворон играет в позолоченную трубу, долгоногий журавель едет на мельницу, а таракан рубит дрова. Зачастую в небылицах предстает «перевернутый мир» : «Ехала деревня Мимо мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота». Этот мир шиворот- навыворот приводит маленьких детей в восторг и убеждает их в «правильности» мира окружающего.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

В педагогической деятельности главная задача – воспитать личность ребенка, сформировать его культурные потребности.

Более конкретно можно сформулировать эту задачу так:

- прививать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, людям труда;

- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;

- учить понимать роль семьи, свою роль в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку, мужа (жену)

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.

Былинный эпос – это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во времена существование монголо-татарского ига, на патриотизм русского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать радостные эмоции. Главное назначение малых форм фольклора, с которыми знакомятся дети раннего возраста – приготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной педагогики, нравственного и эстетического воспитания.

Первое знакомство детей с фольклором начинается с малых форм: потешек, прибауток, пестушек. С их помощью прививаем детям навыки правильной грамотной речи, эмоционально-окрашенной (“Ладушки”, “Сорока”, “Заинька”, и т. д.).

В более старшем возрасте на музыкальных занятиях дети знакомятся с прибаутками. Прибаутка – смешной небольшой рассказ или смешное выражение, которые потешают детей. Сопровождаются они определенными игровыми действиями, например “Коза” :

– Идет коза рогатая

– За малыми ребятами.

– Кто кашу не ест, молоко не пьет,

– Того забодает.

В среднем дошкольном возрасте начинается знакомство детей с русскими народными песнями. Детские песенки очень разнообразны по содержанию, музыкальному строю и характеру исполнения. Через одни песни дети знакомятся с разными жизненными и природными явлениями (осенние, весенние хороводы, другие песни несут в себе забаву, игру и являются более любимыми детьми, например “Бабка Ёжка”.

Песня – более сложный фольклорный жанр. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, воспитывать эстетический вкус. Современные физиологи, психологи однозначно доказали благотворное влияние хорошей музыки, а особенно народной на физическое и психическое состояние человека, ребенка. Народные песни чаще исполняем с детьми в хороводе, обыгрывая различными движениями. Разучив песню, предлагаем детям творчески импровизировать в движениях – “как душа просит”. Дети всегда с радостью подхватывают это. Песенная лирика оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.

В старшем дошкольном возрасте знакомлю с жанром частушки. Этот жанр очень любим детьми. Через частушку дети учатся понимать шутку, юмор. Исполнение часто сопровождается игрой на народных инструментах : трещотках, ложках и др. Знакомство с устным народным творчеством осуществляется также через сказку, пословицы, поговорки, загадки. Через сказку дети усваивают нравственные законы народа, примеры истинного поведения человека. Через сказочные образы ребенок впитывает в себя представления о красоте человеческой души. Через пословицы дети усваивают коллективное мнение народа о разных сторонах жизни: “Любишь кататься, люби и саночки возить”, “Делу – время, потехе – час”. Загадки очень любимы детьми. Они развивают мышление дошколят, приучают анализировать различные явления, предметы из разных областей окружающей действительности. (Мягкие лапки, а в лапках царапки. Кошка). Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Еще одним важным жанром фольклора является игра. Детская игра – одно из величайших достижений народа. В играх отражаются национальные черты, бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная жизнь.

Надо помнить, что народные игры как жанр устного, музыкального народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе. Ни один праздник не обходится без игр, где дети учатся общаться друг с другом. В процессе игры развиваются уважение, реакция, терпение, ловкость, находчивость.

Литература:

1. Волков, И. В. Теория литературы. Учебное пособие для студентов и преподавателей/И. В. Волков. - М., 1995.

2. Детская литература. Учебное пособие. /Под ред. Е. О. Путиловой. - М., «Академия», 2014.

3. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум Учебное пособие. /Под ред. Т. В. Рыжковой. - М., «Академия», 2014.

4. Николаева, С. А., Арзамасцева, И. Н. Детская литература. Учебное пособие да средних педагогических учебных заведений С. А. Николаева, И. Н. Арзамасцева. - М., 1997.

5. Кубасова О. В., Выразительное чтение. М., «Академия», 1998

6.“Сердце отдаю детям”, Сухомлинский В. А., издательство “Радяньска школа”, 1974.

7.“Русский детский фольклор”, М. Н. Мельников, “Рус. яз. и лит. ” - М. : Просвещение, 1987.

8.“Народная культура и традиции” Косарева В. Н., Волгоград, издательство “Учитель”, 2011

Публикации по теме:

Значение устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эгоистические.

Доклад «Золотые зернышки устного народного творчества» Махантова Амина Халиловна, Кульзебская СОШ Кизилюртовского района «Основные факторы существования любого народа – это язык, религия и.

Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить.

Консультация для педагогов «Виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов по теме: «Виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста». Виды.

Опыт работы по теме «Использование устного народного творчества с детьми младшего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Красная Шапочка» Текст выступления на М. О. Подготовила :.

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества В последние годы, наряду с поиском современных моделей.

Опыт работы по теме «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» «Роль устного народного творчества в речевом.

Проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Содержание 1. Введение 2 Актуальность проекта 3 Цель проекта 4 Задачи проекта 5 Ожидаемый результат 6 Продукты проекта 7 Аннотация проекта.

Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Дошкольный возраст – благодатный.

Роль устного народного творчества в воспитании детей младшего дошкольного возраста «Роль устного народного творчества в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» Дошкольное детство – начало формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Контрольная работа «Жанры произведений устного народного творчества, доступные детям дошкольного возраста»
Опубликовано: 7 апреля 2019 в 19:56
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Контрольная работа «Жанры произведений устного народного творчества, доступные детям дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Федечкина (УИ 819374) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД