амина махантова
Доклад «Золотые зернышки устного народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Махантова Амина Халиловна,
Кульзебская СОШ
Кизилюртовского района
«Основные факторы существования любого народа – это язык, религия и культура, причем язык является первоосновой. Их у нас множество. Мы на этих языках и книги пишем, и песни поем, и в любви объясняемся, - так пишет великий мудрец дагестанского народа Расул Гамзатов в статье «Конституция горца». (с. 391) Мудрость целого народа складывалась веками в форме устного народного творчества. Для изучения и понимания этой мудрости необходимо сохранить золотые зернышки в виде пожеланий, пословиц, поговорок, легенд, преданий и колыбельных песен на родном языке. Они воспитывают молодое поколение в духе национальной гордости, учат любить Отечество, гордиться им, способствуют сохранению этнической самобытности народа. В этом и заключается суть этнокультурного воспитания школьников. Оно в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной политики Российского государства. В национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, одобренной постановлением правительства Российской Федерации от 4 октября за №751, основными задачами государства в сфере образования признаются сохранение и поддержка этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур. Этнокультурное воспитание подразумевает освоение и принятие личностью ценностей, нравственных установок и моральных норм, осознание культурной принадлежности к тому народу, представителем которого он является и в среде которого живет. Оно направлено на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением русской и мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания. Под этнокультурным компонентом мы понимаем все, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы о духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека, высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации. Творческое отношение к воспитанию школьников, бережно хранимые и преподаваемые традиции школы, достаточный уровень базовых знаний учащихся, обогащенный национальными традициями, позволяют школе стать воспитывающей средой, влияющей на личностное развитие ребенка и содействующей его вхождению в современную культуру.
Публикация «Доклад „Золотые зернышки устного народного творчества“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Устное народное творчество
- Темочки
С этой целью я разработала проект «Очаг мой – Дагестан». В рамках данного проекта намечены ряд культурных мероприятий, целью которых является приобщение детей к изучению культурного наследия моего народа, их передача новому поколению. Преемственность дает возможность новому поколению вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшественниками. В рамках моего проекта вместе со своими детьми я собираю и систематизирую фольклор моего народа. Культура моего народа складывается из золотых зернышек устного народного творчества, без которых не обходится ни один традиционный обряд. «В обрядовых песнях народы Дагестана выражали свои мечты, чаяния, надежду на лучшую долю. В основном, это лирическая песня, разнообразная в жанровом и тематическом отношении. Лирика народов Дагестана зародилась давно. В 19-ом веке она достигла высоких поэтических вершин. Лирика являлась своеобразным выражением народной души. Сама жизнь горцев способствовала обогащению этого жанра». (с. 6)
Саламазул салам, саламазул т1егь,
Т1олго саламазулъ т1аса бищараб,
Т1асаго унареб, т1аде ц1ик1к1араб,
Щибаб лах1заталда лъеги нужеда.
Так приветствуют у нас дорогих гостей, ведь гостеприимство – самый почитаемый обычай горцев. Такие примеры эпистолярной лирики являются признаком высокой культуры речи нашего народа. Мы на примерах таких пожеланий, интерпретируя подобные тексты, воспитываем детей в духе уважения и почитания дорогих гостей. «Гость и гостеприимство» - это одна из статей Конституции горца. Результатом изучения произведений лирического жанра устного народного творчества должно стать повышение личной культуры детей в духе национального самосознания. Народ из поколения в поколение передавал свой общественный и материальный опыт, духовное богатство, как дань старшего поколения младшему, создавая тем самым историю материальной и духовной культуры общества.
В рамках проекта «Очаг мой – Дагестан» я приобщила одаренных детей к изучению истории родного края. Дети помогли мне собрать фольклорный материал о сталинских репрессиях по отношению к моим соотечественникам, которые были депортированы в 1944 году в Ножайюртовский район Чечено-ингушской республики. Мой народ прожил 13 лет на чужбине и пережил немало горя. В лирических воспоминаниях об этом они выразили свое отношение к исторической ошибке правительства. В результате интерпретации текста мы выявили трагический характер переселения.
На основе изученного материала мы создали и защитили научно-исследовательскую работу «Трагическая судьба моего народа в произведениях устного народного творчества и дагестанской литературы». Наши дети должны знать историю родного края и строить будущее, учитывая ошибки прошлого. Иногда мы заглядываем в прошлое, чтобы иначе оценить настоящее. Свой взгляд на прошлое, настоящее и будущее своей малой Отчизны дети выразили в творческом сочинении «Мое село вчера и сегодня». Перелистывая страницы родного села, они научатся любить и ценить свою малую Родину, гордиться ее достойными сыновьями и дочерьми. Они начинают понимать, что из этих небольших страниц складывается история нашего многонационального Дагестана.
Участвуя в собирании фольклора, дети часто общаются с самыми мудрыми наставниками - бабушками и дедушками. Общение с ними – главное условие воспитания и уважения к старшему поколению, его культурному наследию. Я думаю, что духовная связь со старшим поколением через бабушкины сказки, колыбельные песни матерей, пословицы и поговорки, легенды и предания должны быть основным рычагом этнокультурного воспитания детей.
Как уберечь их от ошибок будущей семейной жизни, как направить на праведный путь – вот главная забота старшего поколения. Приводя примеры ошибок из современной жизни, они советуют молодым свято хранить наши добрые традиции и соблюдать их в будущей семейной жизни. Эти традиции тесно переплетаются с шариатскими законами, выполнение которых является обязательным в будущей семье.
В колыбельных песнях матерей содержится надежда на лучшую долю, на то, что они станут мужественными, как имам Шамиль и Хаджимурат, прекрасными, как райские птицы, как цветы после дождя и радуга на небе.
Пусть наши дети оправдают нашу надежду!