Лидия Минеева
Консультация для педагогов: «Поговорим о речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
«Поговорим о речи педагога»
Учитель-логопед
Минеева Лидия Анатольевна
(Слайд 1-3) Выступление я начну словами ВЕЛИКИХ: «Язык –орудие мышления. Общаться с языком кое – как, значит и мыслить кое-как: неточно. приблизительно, неверно.
А. Н. Толстой
Публикация «Консультация для педагогов: „Поговорим о речи педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
«Единственное мне принадлежащее сокровище – это русская речь. Это русский язык. Лишь этим определяется принадлежность человека к определённому месту земли, которое он величает Родиной.» Б. Ахмадулина.
«Язык – оружие литератора,как ружьё солдата! Чем лучше оружие – тем сильнее воин!»
М. Горький
(Слайд 4) «Говорите правильно! Следите за своей речью! Так не говорят!» Как часто мы адресуем подобные обращения нашим воспитанникам.
А правильно ли говорим мы сами? Всем известно, что речь взрослого для дошкольника является образцом, эталоном. Правильность речи, культура речи определяются той речевой средой, в которой находится ребё нок: он будет говорить точно так же, как родители, бабушки, дедушки, воспитатели и его сверстники.
(Слайд 5) Нельзя отрицать, что культура речи – показатель общей культуры человека.
Культура речи – сложное понятие. В быту, в обиходе под этим имеют ввиду правильную, грамотную речь. Но культура речи – это ещё и целая отрасль языкознания, называемая ортологией (правильная речь). Под культурой речи понимают владение нормами языка, т. е. правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать свои мысли. Вершиной речевой культуры признаётся литературный язык (это образцовая, обработанная мастерами слова форма общенародного языка).
Правильности нашей речи мешают влияние диалектов, жаргонов. А также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим – повышение общей и языковой культуры людей, развитие «языкового чутья», языкового вкуса и интереса к языку.
Речь формируется в процессе существования ребёнка в социальной среде. Для формирования речи ребёнка необходима речевая среда, которая даёт образцы языка, речевая активность, речевая практика самих детей.
Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье, в детском саду. Средством обучения и развития детей служит речь педагога.
(Слайд 6) Е. И. Тихеева детально рассмотрела «Культурные и методические требования» к речи педагога.
1. Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературна. Следует, прежде всего, разбираться в особенностях своей речи, учитывать её ошибки и погрешности, бороться с ними путём постоянного самоконтроля и самосовершенствования своего языка.
2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и по тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе ребёнок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращённой к нему речи. При длительных, сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.
5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности речи зависят точность восприятия. Отчётливость понимания.
6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоком слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная растянутая речь: она надоедает.
(Слайд 7) 7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить на столько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержание. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна, и отражать интерес. Внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.
9. Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.
10. Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.
(Слайд 8) Каков же портрет педагога?
1. Свободно владеет русским литературным языком.
2. Уметь правильно и выразительно излагать свои мысли средствами языка.
3. Уметь использовать свой язык, как инструмент эффективного, профессионального и межличностного общения:
умеет объяснять;
умеет убеждать;
умеет рассказывать;
умеет учитывать ситуацию общения в соответствии с поставленной задачей.
Итак, можно с уверенностью констатировать : только в благоприятной речевой среде можно формировать и развивать речевую культуру подрастающего поколения. Роль педагога в данном случае очень велика. Т. к. ребёнок большую часть времени проводит в дошкольном учреждении. И от того, какую речь он будет слышать, зависит и уровень его коммуникативно-этической культуры.
Практическая часть:
1. Измените слово ВРЕМЯ по падежам: (слайд 9).
2. Преобразуйте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (слайд 10).
Стул-? Шкаф-? Нож -? Помидор -? Ножницы - ?
3. Образуйте множественное число в именительном падеже (слайд 11) Пень -, скамья -? дно - ?
4. Вспомните фразеологизмы, соответствующие по смыслу словам или выражениям (слайд 12)
• Дальний родственник - Седьмая вода на ки-селе.
• Еще молод и неопытен - Молоко на губах не обсохло.
• Очень умный - Семи пядей во лбу.
• Оказаться в глупом положении - Сесть в лужу.
• Ничем не проймешь - Как с гуся вода.
• Все нипочем, ничто не страшно - Море по ко-лено.
• Бесследно пропасть, исчезнуть -Как в воду
канул.
• Очень мало - Как кот наплакал.
• Всем очевидно, сразу видно - На лбу написано.
• Избежать заслуженной кары - Выйти сухим из воды.
Далее Тест «ГОВОРИМ ПО-РУССКИ» Приложение 1
Рекомендации по речевому поведению ПЕДАГОГА (слайды 13- 14)
Избегайте многословия.
Дети до 2-3 лет понимают те слова, которые обращены только к ним.
Не сравнивайте одного ребёнка с другим.
Хвалите детей «за любое проявление духовности».
Похвала – при всех, критика – наедине.
Качества, которые вы хотите в нём воспитать, уже есть.
Называйте детей только по имени!
Вежливость воспитывается только вежливостью.
Старшие дети обучают младших, копируя модель поведения воспитателя.
Старайтесь «уходить» от слов «нет, нельзя, не».
«Хочешь, чтобы тебя услышали, подойди поближе и скажи тихо».
Хамство и защита своих прав – вещи совершенно разные.
Наслаждайтесь красивой фразой, пословицей. Поговоркой, и «загружайте» этим детей.
С упоением читайте детям ваши любимые стихи.
Юмор – универсальное лекарство от обид, ссор и бед.
Своё выступление я хотела бы закончить такими словами: (Слайд 15)
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
К. Г. Паустовский
Приложение 1
ТЕСТ
ГОВОРИМ ПО-РУССКИ
1. Найдите неудачно подобранные слова и исправьте предложения:
-Недостаток приборов ставит под сомнение результаты экспериментов.
-Ни алюминий, ни бетон, ни пластмассы не обладают таким калейдоскопом важнейших качеств, как сталь.
-Иной раз, правда, приходится нарушить такой святой закон – не метать бисер перед тapaканами nоn-журналистики.
-Именно этому спортсмену пришлось завершить лыжную корриду.
-Я являюсь абонементом телефонной сети МТС.
-У входа в учреждение аншлаг: «Сегодня приема нет!»,
-В тире стреляют не только по рабочим, но и по выходным дням.
-Больше парков, лужков и скверов. (рекламный плакат напротив московской мэрии).
2. Расставьте ударения: каталог, клала, (анализ) крови, морковь, свекла, начал, (отрезать) ножницами, одолжишь, оптовый, пальцами, танцовщица, завьюжит, завилась, изданы, косится, звонит, ломота, доложила, корпусов, кресло, пихта, разместиться, красивейший, надорвалась, подключиться, на день, изучит, овен, сверлит, танцовщица, уместится, цилиндровый.
3. Найдите ошибки:
а) С такой нежной кожей она быстро сожгётся на солнце.
б) Они сделают всё, чтобы его скомпроментировать.
в) У моей сестры уже есть столько туфлей, куда ей ещё одни!
г) Учитель ответил на наши вопросы со всей скурпулёзностью.
д) В данный момент времени я не могу об этом говорить.
е) Мне надо оплатить за покупку.
ж) Сын прочитал все романы Жюль Верна.
з) Петя бежи скорее к маме.
и) Свешайте мне один килограмм мяса.
к) Детям купили два грейпфрукта.
л) Подскажите, пожалуйста, как пройти?
4. Как правильно произнести?
- не беги или не бежи;
- 9,1 секунды или 9,1 секунд;
- 37,5 килограмма или 37,5 килограммов;
- наклоненный или наклонённый;
- обмененный или обменённый;
- «Удивляться на саму себя» или «Удивляться на самоё себя»?
5. Чем «специальность» отличается от «профессии»?
Чем «невежда» отличается от «невежи»?
Чем «сваха» отличается от «сватьи».
6. Проспрягайте следующие слова:
Я полощу хочу
ты
мы
вы
он
она
они