Людмила Царегородцева
Консультация «Эффективность использования игровых методов при обучении дошкольников пению»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и перспективность опыта.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в широком спектре современных технологий. Каждый специалист может обратиться к разработке идей, которые считает интересными и эффективными для своей работы.
Публикация «Консультация „Эффективность использования игровых методов при обучении дошкольников пению“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Консультации для родителей
- Поем, учимся петь. Консультации для родителей
- Темочки
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Методика музыкального воспитания детей складывалась в течение многих десятилетий. Она состоит из огромного числа вариантов. Однако это процесс долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного отношения. Практика показывает, что дети не любят, когда их принуждают к чему либо. Невозможно детей заставить полюбить петь, танцевать, рисовать и т. д. Можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно. Игровые способы воспитания, развития и обучения замечательны тем, что все эти процессы проходят незаметно для детей, непроизвольно. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объём работы, какой им не доступен в обычной учебной ситуации.
Концептуальность. Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. Пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс, требующий внимательного и профессионального подхода, знания психологии и методики работы с детьми. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.
Содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. Ведущей деятельностью обучения детей пению на занятиях является – игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния.
Ведущая педагогическая идея.
Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью (чувствительностью) этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.
Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребёнка петь чётко, внятно, с любовью и настроением, естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, открывают рот. В правильном положении у них лучше работает главная дыхательная мышца – диафрагма.
Оптимальность и эффективность средств. Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должен проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей.
Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной.
Результативность опыта.
На базе работы вокального кружка, организованного в ДОУ, была проведена диагностика детей 5-6 лет. Диагностирование осуществлялось в 2 этапа: начало 2017 и конец учебного года 2018 г. (промежуточная диагностика - по необходимости). В процессе исследования проверялись: музыкальный слух, память, чувство ритма. В конце эксперимента было проведено дополнительное диагностическое исследование. Параметрами диагностирования по разделу «пение» для детей старшего дошкольного возраста послужили:
1. эмоциональное исполнение песни;
2. придумывание движения для обыгрывания песни;
3. сочинение попевок;
4. проявление желания солировать;
5. узнавание песни по любому фрагменту.
Полученные результаты сравнивались с исходными. Цель проведенного исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная апробация адаптированной методики, разработанной на основании подходов и идей, которые педагог считает не только интересными, но и необходимыми и эффективными в своей работе.
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, принимают участие в городских мероприятиях, поют дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.
Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа. Цель первого, речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным занятием.
— Основными видами деятельности на речевом этапе являются:
1) артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.
«Жил-был Язычок. Проснулся как-то утром рано. Постучал в зубки (стучат языком в зубы, в губки (стучат языком в губы, постучал в щёчки (стучат языком в щёки). Рассердился, да и выпрыгнул! (высовывают язык). Потянулся к солнышку (язычок наверх, посмотрел на травку (язычок вниз, на солнышко, на травку. Взял и подразнил всех (дразнят друг друга языком)».
2) игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный, более длительный и экономный.
а) лёжа на спине, положить руки на диафрагму, дышать ровно, глубоко;
б) встать прямо, держать ладонь на диафрагме, сделать вдох, задержать дыхание и выдохнуть. При вдохе рука должна ощутить движение диафрагмы вперёд. Следить, чтобы при вдохе плечи не поднимались;
в) встретили на поляне зайчиков : аз зайчик, два зайчик, три зайчик и т. д пока хватит дыхание.
Осенние листочки на дереве висят,
Как только ветер дунет – они зашелестят.
А ветерок рассердится и дунет посильней,
И ветви закачаются быстрей, быстрей, быстрей!
Потом начнется листопад.
Листочки на землю летят.
- подняв руки, поворачивают кисти, произнося звук «Ш»
- на продолжительном выдохе произносят звук «Ф»
- качают руками и глиссандируют звук «А» то вверх, то вниз
- постепенно опускают руки вниз, четко произнося звук «П»
3) развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты.
«Лес ночной – он полон звуков х-х-х…
Кто-то «укал» у-у-у…
Кто-то хрюкал хрю-хрю….
Кто мяукал мяу….
Кто-то топал топают
Кто-то крыльями захлопал руками по телу
И кричал «Ау» «А-ууууу….»
И глазищами вращал штробас
Лес не спал наперебой говорят всё, что хотят из вышесказанного.
Ну а кто-то тихо-тихо говорят на высоких тонах
Тонким голосом молчал»
Далее тренируем выдох более открытых гласных «о», «а» в других играх с голосом: «Встреча язычка с жителями удивительной страны».
Язычок нарядился в башмачки с каблучками и отправился в путь-дорогу. (цокать язычком).
Шел он, шел и пришел в удивительную страну, где все говорили не словами, а звуками. Язычок очень хотел понять жителей этой страны и поэтому все внимательно слушал, запоминал и повторял.
Какой-то незнакомец обратился к Язычку с вопросом: «у / О?» (произнести с повышение интонации)
Язычок не понял и переспросил: «у / О?»
На что незнакомец ответил: «У \ о». (произнести с понижением интонации).
Язычок повторил: «У \ о».
Новый знакомый нашего героя продолжал разговор: «у / о / А?» - спросил он у язычка. (повторить вопрос).
Язычок снова переспросил: «у / о / А?».
На что незнакомец ответил: «У \ о \ а». (повторить ответ).
Язычок повторил услышанное: «У \ о \ а».
Постепенно Язычок стал понимать своего нового собеседника и разговаривать с ним.
4) речевые зарядки, цель которых – подготовить голоса детей к речи и пению; в содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание.
Например: вместе с педагогом рассказывают стихотворение с максимальной мимикой.
«Ехал странный пассажир
Вёз в кошёлке рыбий жир выделяют слово «жир» (с отвращением)
Чуть трамвай притормозит,
Пассажир вперёд спешит наклон вперёд
Чуть трамвай прибавит ход
Пассажир назад ползёт наклон назад
Все, кто ехал с пассажиром
Вышли смазанные жиром» выделяют слово «жиром» (с отвращением)
5) ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.
Второй, певческий, этап предполагает следующие основные виды деятельности:
1) формирование и развитие певческой интонации;
2) песенное творчество;
3) работа над разучиванием песенного материала. Самое главное на первом году обучения пению – это не требовать от детей чёткого выполнения интонационных требований. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху.
Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной.