сопнева ирина
Интеграция игровых технологий в обучении дошкольников английскому языку
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция игровых технологий в обучении дошкольников английскому языку
В настоящий момент современным подходам в организации педагогического процесса образовательных учреждений присуща тенденция к интеграции. Основное направление нашего детского сада – интеллектуально-экологическое, особенностью работы нашего педагогического коллектива является интегрированный подход в использовании педагогических технологий, который позволяет формировать у дошкольников экологическую культуру через разные виды деятельности.
Публикация «Интеграция игровых технологий в обучении дошкольников английскому языку» размещена в разделах
- Английский язык для дошкольников
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2018
Что же такое интеграция? В переводе с латинского слово «integratio» означает восстановление, восполнение, т. е. объединение в целое ранее разнородных частей и элементов, как в рамках уже сложившейся системы, так и возникновение новой системы из ранее не связанных элементов (Советский энциклопедический словарь).
Интеграция различных видов деятельности в процессе обучения дошкольников английскому языку, так же является одним из условий, обеспечивающих усвоение детьми иноязычной лексики, позволяет сделать для них английский язык более доступным и мобильным
В нашем детском саду занятия английским языком интегрируются с разными видами деятельности детей:
- с познавательными занятиями (социальный, природный мир, экология, развитие речи, математика);
- музыкальными занятиями (театральная деятельность, знакомство с детскими английскими песенками и т. д.);
- физкультурными занятиями (использование на занятиях физкультурных минуток, подвижных игр, проведение совместных развлечений и мероприятий на английском языке);
- изобразительной деятельностью (изготовление коллажей, рисунков, совместных и индивидуальных творческих работ).
Но интеграция не должна проходить искусственно. Она должна исходить из осознанной потребности оптимизации образовательно-воспитательного процесса, повышения его эффективности. Сначала всегда необходимо четко ставить цель интеграции. Затем проводится отбор и генерализация объектов интеграции. Генерализация предполагает выделение наиболее существенных связей между интегрируемыми элементами и отбрасывание побочных, несущественных. То есть, должен быть найден стержень, системообразующий фактор (тема, идея, вид деятельности, диктующий выбор остальных элементов.
На первом этапе я беру блок тем познавательного цикла на данный временной отрезок. На втором этапе намечаю объем работы: во-первых в данных темах на своих занятиях, во-вторых предварительную работу по данным темам, и в-третьих предлагаю объем предварительной работы и работы по закреплению с детьми полученных знаний для воспитателей в совместной деятельности.
В основном на интегрированных занятиях берется закрепление пройденного материала, но можно давать и новые знания.
Например, на занятиях интегрированных с экологией мы можем закреплять уже имеющиеся у детей знания по экологии, используя экологические сказки, разработанные экологом детского сада дидактические игры экологического содержания. А на занятиях-экспериментах, занятиях-исследованиях дети могут познакомиться с новыми свойствами веществ, классификацией объектов природы и т. д. Например на занятии-исследовании с водой дети могут познакомиться с тремя состояниями воды: пар, вода, лед; ее свойствами: теплая, холодная, жидкая, твердая и. т. д.
Важно помнить, что формы обучения должны быть направлены не на усвоение большего количества лексических единиц, а на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков ребенка, умение выразить себя.
На современном этапе развития общества, востребован новый тип личности, обладающий ключевыми компетентностями: социально-коммуникативной, технологической, информационной.
Поэтому необходимо добиваться определенных качеств владения материалом, которые позволяют ребенку при минимуме средств, предполагая последующее нарастание языковых единиц в компетенции ребенка, использовать их ситуативно и осмысленно.
Так как игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то именно она в этот период ведет за собой развитие дошкольника. Если материал дается в игровой форме, педагогу легче работать, а детям интересней учиться. Применение игровых приемов позволяет создать условия для непроизвольного усвоения детьми всех языковых средств (лексики и речевых образцов, в процессе увлекательного взаимодействия друг с другом. Игра обладает универсальной особенностью – в процессе игровой деятельности можно использовать игровые приемы, направленные на решение разных целей и задач. Игровые приемы выполняют ряд функций в процессе развития ребенка: облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждый годом материал, ненавязчиво развивают ключевые компетенции.
Возьмем, к примеру, социальную компетентность. Все игры можно разделить на 2 группы – competitive (соревновательные) и cooperative (совместные). Если в соревновательных играх участники стремятся достичь цели первыми, то в совместных – все игроки работают сообща, чтобы получить один результат. В любом случае, ребенок взаимодействует в коллективе, учится находить подходы к другим людям. В заданиях с соревновательным моментом, дети неизбежно вступают в конфликты (со сверстниками, с самим собой – собственной самооценкой, но это хороший опыт по их преодолению.
Основная работа по социализации ребенка происходит во время ролевой игры, т. к. содержанием ее являются отношения людей между собой и людей с различными организациями.
Таким образом, совместные игры и игры соревновательного характера, где встречается и совместная работа, и партнерство, облегчают процесс социализации, что способствует формированию социально-коммуникативных компетенций.
Игровая деятельность помогает ребенку реализовать желание учиться дальше, развивает умение самостоятельно находить пути решения поставленных задач, предоставляет возможность дать оценку самому себе и сверстникам, сравнивать, классифицировать – тем самым формирует технологические компетенции.
Кроме того, психологами было доказано, что игра «оправдывает» переход на новый язык. Она является одновременно и интересным видом работы для ребенка и аналогом языковых упражнений для преподавателя, благодаря которым развиваются навыки всех видов речевой деятельности.
Под игрой понимается особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает мыслительную деятельность играющих. Однако для детей игра – это, прежде всего, увлекательное занятие, в котором все равны. В игре находчивость и сообразительность могут оказаться более важными качествами, чем знания и умения. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность дошкольникам преодолеть стеснительность, мешающую активно проявить себя.
Детская игра может включать в себя разные виды игр (схема). Игры, применяемые на занятиях по иностранному языку с дошкольниками, можно разделить на 2 группы:
Первую группу составляют языковые игры, которые предназначаются для формирования произносительных, лексических, грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком. Данные игры также называют «подготовительные игры». Грамматические игры позволяют овладеть грамматическим материалом и создают возможность для перехода к активной речи детей дошкольного возраста. Использование игры вместо многократного утомительного повторения грамматических структур делает скучную работу более интересной и увлекательной. Лексические игры логически продолжают «строить» фундамент речи. Фонетические игры предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений.
Вторую группу составляют «творческие игры», способствующие дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Данные игры тренируют детей в умении творчески использовать речевые навыки. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков проявляются в играх на восприятие и воспроизведение материала и в собственно речевых играх.
Следовательно, использование в образовательном процессе интегрированного подхода в разных видах деятельности, с применением игровых технологий, играет важную роль в обучении дошкольников иностранному языку, способствует более полному проявлению способностей ребенка, полноценному, всестороннему развитию личности, и эффективному овладению детьми иностранным языком, повышению мотивации к изучению нового, незнакомого языка, к знакомству с новыми жизненными явлениями. Это способствует выполнению важных методических задач - таких, как психолого-педагогической готовности детей к речевому общению; обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала; тренировка детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к дальнейшему изучению иностранного языка в начальной школе.