Ольга Геннадьевна Макарова
Консультация «Взаимосвязь музыкального руководителя с семьей»
Музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Формы организации музыкальной деятельности различны. Ведущим оказывается тот музыкальный опыт, который дети приобретают в детском саду. Он позволяет им успешно участвовать в праздниках, развлечениях и, конечно, заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.
Публикация «Консультация „Взаимосвязь музыкального руководителя с семьей“» размещена в разделах
Положительный результат в формировании эмоциональной сферы ребенка через музыкальное воспитание, его образного мышления трудно получить без непосредственного участия родителей. На всем протяжении дошкольного периода важно тесное сотрудничество, взаимодействие между педагогами и родителями.
Задача педагогов – организовать развивающую среду, стимулирующую интерес ребенка к видам и жанрам музыкального искусства, к общению с ним, стремление видеть родителей участниками этого общения, что требует музыкального просвещения родителей.
Одним из главных критериев в подборе музыкального материала является то, что музыка должна успокаивать, создавать положительный эмоциональный фон вокруг ребенка. Поэтому первое место в выборе занимают произведения классической музыки. Для прослушивания важно подбирать программные произведения.
Большую пользу принесет и разговор с ребенком о характере этой музыки, об образах, возникающих во время прослушивания. Важно, чтобы родители умело поддерживали интерес ребенка.
Полезно будет и посещение родителями открытых музыкальных занятий. Это дает взрослым возможность увидеть своих детей в процессе обучения всем видам музыкальной деятельности. Тогда родители видят, насколько серьезно проводится работа по развитию музыкальных знаний детей, формированию их художественного вкуса, творческих способностей.
На родительских собраниях разъясняются самые разные вопросы музыкального воспитания : какую фонотеку подобрать, как научить ребенка самостоятельно слушать музыку, какие песни рекомендовать для исполнения.
Не менее важно в семье поощрять певческие проявления дошкольников. Направлять интересы детей на исполнение песен, доступных по содержанию и музыкальному языку : небольшие по объему, яркие мелодии в удобном для детского голоса диапазоне. Как можно чаще устраивать совместные дуэты (с мамой, папой, бабушкой, что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению и песням.
Интерес представляет и взаимодействие с семьей по вопросам музыкально-ритмической деятельности. Семья должна поддерживать интерес к ритмике, создавать ситуации для танцевальных импровизаций. Можно использовать музыку при выполнении физических упражнений (утренняя гимнастика, лечебная физкультура).
Незабываемые радостные переживания, настроение создают у детей праздничные действия – театральные представления с участием родителей, концертные выступления детей для родителей, совместные выступления детей и родителей.
Тогда ребенок открывается навстречу добру и красоте. Этому способствуют совместные со взрослыми переживания, исполнительская деятельность, общее веселье. Совместные участия дарят детям теплоту дружественного общения, уважения друг к другу, сплочение в успешном достижении цели.
Подобные мероприятия, объединяющие детей и родителей, воспитывают у детей уважение к старшим. Взрослые же видят детей с неожиданной для них стороны и стремятся к развитию их творческих способностей. В их отношениях возникает содружество и взаимопомощь.
Таким образом, успешность музыкально-эстетического воспитания дошкольников в большой степени зависит от тесного взаимодействия семьи и детского сада. С одной стороны, знание педагогами ДОУ особенностей и традиций семьи, стилей общения позволяет им дифференцированно подходить к воспитанию ребенка в детском саду, с другой стороны – родители имеют возможность наблюдать в условиях дошкольного учреждения, как ведет себя их ребенок, чем он занимается, как общается со сверстниками, как осуществляется его музыкально – эстетическое развитие.
Важно проводить с родителями и индивидуальные беседы, на которых обсуждаются как общевоспитательные вопросы, так и индивидуальные успехи и неудачи ребенка. Как форму работы с родителями можно использовать анкетирование. Это позволяет выявить личные предпочтения ребенка, найти индивидуальный подход к каждому. Вопросы могут быть следующие:
1. Как Вы считаете, с желание ли ваш ребёнок посещает музыкальные занятия?
2. Происходят ли изменения в плане творческого и эстетического развития
с вашим ребёнком в детском саду?
3. Как вы оцениваете общение музыкального руководителя с вашим ребёнком.
4. Оказывает ли музыкальный руководитель на становление
общей культуры вашего ребёнка?
5. Удаётся ли музыкальному руководителю достигать максимально
возможных результатов в развитии музыкальности вашего ребёнка?
6. Заботится ли музыкальный руководитель об охране здоровья
вашего ребёнка?
7. Готов ли ваш ребёнок продолжить музыкальное образование
в следующем звене образовательной системы?
8. Как вы оцениваете культуру музыкального руководителя
в общении с вами?
Семья и детский сад – две воспитательные части, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения ребенка в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи получится желаемый результат.