Лучший педагог года

Консультация «Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с родителями»

Толмачева Светлана Николаевна
Консультация «Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.

В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Публикация «Консультация „Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с родителями“» размещена в разделах

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

От вовлечения родителей в образовательный процесс дошкольной образовательной организации, от совместной деятельности родителей и педагогов, зависит дальнейшее развитие ребенка. От качества работы дошкольного учреждения, в том числе и от воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а значит, и уровень семейного воспитания детей.

Только эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

ФГОС дошкольного образования выдвигает следующие требования к образовательной среде :

- Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности

- Общение с родителями по вопросам образования ребёнка,

- Непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность

Вовлечение рассматривается нами в контексте активного участия родителей воспитанников в различных мероприятиях ДОО.

В результате возникает противоречие между необходимостью вовлечения родителей воспитанников в педагогический процесс дошкольной образовательной организации и недостаточностью применения эффективных форм, методов и приемов вовлечения в педагогический процесс ДОО.

Давайте попробуем определить, каковы же условия вовлечения родителей в педагогический процесс?

Посмотрите на экране выведены данные условия.

-Изучение запросов родителей

-Использование разнообразных нетрадиционных форм взаимодействия педагога с родителями

-Использование методов активизации родителей

-Формирования доверительных отношений между родителями и педагогами дошкольной образовательной организации.

Да, действительно, всю работу с родителями в детском саду можно свести к следующему:

- Изучение потребности родителей в образовательных услугах,

- Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

-Уважаемы коллеги, давайте вспомним принципы построения работы с семьями дошкольников. Каким же образом возможно построение данной работы?

Посмотрите, на экране выведены принципы.

- параллельности воздействия детского сада и семьи на детей,

- взаимодополнения воздействия детского сада и семьи на детей,

- организации совместной деятельности взрослых и детей в детском саду и семье.

Таким образом, через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, воспитателей ДОУ, мы можем эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.

Для реализации данных принципов необходимы условия, и одно из них это создание особой формы общения между родителями, администрацией и педагогами ДОУ, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.

А сейчас давайте с вами вспомним классификацию форм и методов работы.

Все формы с родителями подразделяются на :

• коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные;

• традиционные и нетрадиционные.

Действительно, посмотрите какое разнообразие форм мы можем использовать в работе с родителями. И сейчас назревает вопрос, каковы же эффективные формы взаимодействия можно использовать? Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.

Сейчас привычные нам родительские собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителя-ми надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Целесообразно провести экскурсию по ДОУ, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении.

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы и открытые занятия, а также мастер-класс для детей и родителей.

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции могут выступить специалисты (психолог, логопед, медработник).

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции сотрудников ДОУ, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом : на первом собрании в начале учебного года родители определяют психолого-педагогические и социально-нравственные вопросы, которые их наиболее волнуют. Воспитатель группы собирает информацию и анализирует ее. С помощью старшего воспитателя и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла организаторов.

Одной из форм взаимодействия педагогов и родителей являются детско-родительские проекты.

Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Мастер-класс для детей и родителей

Дополнительным полезным источником питания связи в цепи «ДОУ – семья» является организация мастер – классов с родителями. Мастер класс – неформальная инкубация родителей, детей и педагога. Одновременно, это интересный и результативный метод конверсии детского сада с семьей.

Каждый мастер – класс воздействует на гамму задач: это практические и воспитательно-образовательные цели. При этом возможно всесторонне развивать личность ребенка и родителей.

Мастер – класс сопровождается спокойной, приятной музыкой. Встречи проходят в атмосфере дружеского общения. Взрослые занимаются с детьми пением, рассказывают о своих профессиях, играют с ними в игры своего детства, учат лепить, готовить и конструируют модели из деталей. По завершению работы наступает подведение итогов и всех участников ждё т сюрприз: например, красочно оформленные буклеты, памятки, схемы новых идей, фотографирование на память и, конечно же, сама работа презентуется детям. В финале мастер–класса проходит и совместный просмотр фотографий процесса работы.

Совместная НОД детей и родителей

Данное направление нацелено на совместную работу педагога, родителей и детей. На обогащение родителей практическими навыками и знаниями в вопросах воспитания и образования. Это направление делает родителей равноответственными участниками образовательного и воспитательного процесса.

Чтобы работа носила максимально-положительный результат при достижении цели надо разработать такую работу:

-консультация для родителей

-составление плана проведения НОД и участия в нем родителей,

-распределение ролей взрослых;

-подготовка отдельных номеров, если это праздник (разучивание стихов, танцев, песен);

-составление памятки – помощницы для воспитателя, родителей и для детей;

-индивидуальные встречи и консультации;

-изготовление атрибутов, пособий.

Посещая группу родители ощущают личную причастность к программе.

Видят, как их ребенок взаимодействует с другими. Знакомятся с друзьями своих детей. Получают возможность помогать своему ребенку, осваивать программу. Получают представления о работе воспитателей, а значит, начинают испытывать к этому труду больше уважения.

На практике разбираются в детском развитии.

Когда родители в группе, ребенок имеет возможность продемонстрировать свои успехи. Гордится присутствием близкого человека. Чувствует большую уверенность в своих силах.

Получает дополнительную возможность взаимодействовать в родителями.

При участии родителей воспитатели наблюдает, какие приемы используют родители при общении с ребенком. Получает возможность продемонстрировать свое педагогическое мастерство. Получает возможность на практике показать родителям достижения детей и их недостатки.

Одна из новых форм взаимодействия ДОУ с семьями это электронная газета. Газета для родителей не главный, но важный компонент взаимодействия. Она и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей.

Газета для родителей станет эффективной формой взаимодействия ДОУ и семьи, если:

• Содержание газеты обеспечит психолого-педагогическое информирование родителей о развитии их детей;

• В газете будут публиковаться высказывания детей, описание возникающих в группе педагогических ситуаций и их анализ;

• Каждый номер будет включать советы психолога, заметки родителей, рекомендации специалистов, работающих с детьми;

• В ДОУ будет человек, специально отвечающий за подготовку и выпуск газет.

Цель газеты: сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы. Также нельзя допускать, чтобы в газете из номера в номер речь шла об одних и тех же детях. Важно показать родителям своеобразие каждого ребенка и его особенности.

Выпуск газеты - дело не простое, оно требует определенных журналистских умений. Важно отобрать такие факты, которые будут интересны многим родителям и полезны в деле воспитания детей; следует научиться преподносить факты о такой форме, чтобы информация легко понималась любым человеком; хорошо, если газета иллюстрируется рисунками, фотографиями, это делает ее яркой и привлекательной.

Таким образом, можно утверждать, что родительская газета в современном виде стала прямым продолжением традиционных родительских уголков. Она является эффективной формой педагогического информирования родителей.

Для оформления газеты родителям можно предложить анкетирование:

Анкета для родителей

Цель: получение содержательной информации об ожиданиях родителей от газеты.

1. Следует ли продолжать выпуск газеты?

• Да

• Нет

2. Что бы вы хотели узнать из газеты:

• Особенности возрастного развития ребенка;

• Способы влияния на ребенка в разных ситуациях;

• Интересные случаи из жизни группы с участием вашего ребенка;

• Опыт других родителей.

3. Хотели бы вы участвовать в выпуске газеты? В каком качестве?

• Написать заметку;

• Набрать текст, информатировать;

• Размножить газету;

• Проиллюстрировать рисунками;

• Принести фотографии.

Также во многих садах 27 сентября проводится –день дублёра. Это мероприятие является новой современной формой работы, направленный на вовлечение родителей в образовательный процесс. Такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога. Наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, помочь понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи.

Задачи:

1. Повысить педагогическую культуру родителей.

2. Расширить представления родителей о профессиональной деятельности сотрудников ДОУ.

3. Укрепить партнерские отношения между ДОУ и родителями.

4. Подготовить родителей-участников – предоставить информацию о НОД, дать рекомендации по использованию различных методов и приёмов для проведения режимных моментов.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма

Советы, которые помогут активизировать участие родителей :

• Проявляйте взаимное уважение друг к другу.

• Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им.

• Привлекайте родителей, к занимательным мероприятиям детского сада и группы.

• Используйте разнообразные виды участия родителей, проявляйте чуткость и понимание.

• Помните! У всех людей - разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому.

• Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.

• Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.

• Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей.

• Будьте терпеливыми к ним.

• Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.

• Поддерживайте тесные контакты.

• Высказывайте свою признательность им.

• Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.

• Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью.

• Поощряйте посещаемость родительских собраний.

• Сохраняйте конфиденциальность любой информации.

• Обучайтесь навыкам сотрудничества.

• Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Публикации по теме:

Выставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процессВыставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процесс Цель: привлечение родителей к активному участию в совместном творчестве с детьми. Участие семей в тематических выставках, проводимых в ДОУ,.

День открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС доДень открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС до .

Наблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулкахНаблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулках Манвелова Мария Фотоотчет: «Наблюдение за осенней красотой природы» Воспитательно - образовательный процесс на прогулкахстаршая-подготовительная.

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечениеИспользование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.

Консультация по робототехнике «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Консультация по робототехнике: «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Консультация «Внедрение мультимедийных презентаций в образовательный процесс в ДОУ» Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Одной из наиболее удачных форм представления.

Конспект беседы «Наблюдение за осенней красотой природы». Воспитательно-образовательный процесс на прогулкахКонспект беседы «Наблюдение за осенней красотой природы». Воспитательно-образовательный процесс на прогулках Манвелова Мария Наблюдение за осенней красотой природы Воспитательно - образовательный процесс на прогулках[/h4] старшая-подготовительная.

Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» (старшая группа)Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» (старшая группа) Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» Цели: Закрепить знание детей о свойствах лука; научить.

Работа с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процессРабота с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процесс Работа с родителями воспитанников детского сада не ограничивается проведением обыкновенных родительских собраний. В нашей группе родители.

Взаимодействие с родителями. Вовлечение родителей в создание развивающей среды в группе и на участке.Взаимодействие с родителями. Вовлечение родителей в создание развивающей среды в группе и на участке. Вопрос о вовлечении родителей в жизнь и образовательный процесс детского сада, а также вопрос о воспитании своего ребенка, остается важным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с родителями»
Опубликовано: 15 ноября 2020 в 18:41
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с родителями»» (включая файлы) размещена пользователем Толмачева Светлана Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД