Толмачева Светлана Николаевна
Консультация «Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.
В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Публикация «Консультация „Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с родителями“» размещена в разделах
Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду.
И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
От вовлечения родителей в образовательный процесс дошкольной образовательной организации, от совместной деятельности родителей и педагогов, зависит дальнейшее развитие ребенка. От качества работы дошкольного учреждения, в том числе и от воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а значит, и уровень семейного воспитания детей.
Только эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
ФГОС дошкольного образования выдвигает следующие требования к образовательной среде :
- Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности
- Общение с родителями по вопросам образования ребёнка,
- Непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность
Вовлечение рассматривается нами в контексте активного участия родителей воспитанников в различных мероприятиях ДОО.
В результате возникает противоречие между необходимостью вовлечения родителей воспитанников в педагогический процесс дошкольной образовательной организации и недостаточностью применения эффективных форм, методов и приемов вовлечения в педагогический процесс ДОО.
Давайте попробуем определить, каковы же условия вовлечения родителей в педагогический процесс?
Посмотрите на экране выведены данные условия.
-Изучение запросов родителей
-Использование разнообразных нетрадиционных форм взаимодействия педагога с родителями
-Использование методов активизации родителей
-Формирования доверительных отношений между родителями и педагогами дошкольной образовательной организации.
Да, действительно, всю работу с родителями в детском саду можно свести к следующему:
- Изучение потребности родителей в образовательных услугах,
- Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
-Уважаемы коллеги, давайте вспомним принципы построения работы с семьями дошкольников. Каким же образом возможно построение данной работы?
Посмотрите, на экране выведены принципы.
- параллельности воздействия детского сада и семьи на детей,
- взаимодополнения воздействия детского сада и семьи на детей,
- организации совместной деятельности взрослых и детей в детском саду и семье.
Таким образом, через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, воспитателей ДОУ, мы можем эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.
Для реализации данных принципов необходимы условия, и одно из них это создание особой формы общения между родителями, администрацией и педагогами ДОУ, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.
А сейчас давайте с вами вспомним классификацию форм и методов работы.
Все формы с родителями подразделяются на :
• коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные;
• традиционные и нетрадиционные.
Действительно, посмотрите какое разнообразие форм мы можем использовать в работе с родителями. И сейчас назревает вопрос, каковы же эффективные формы взаимодействия можно использовать? Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.
Сейчас привычные нам родительские собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителя-ми надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Целесообразно провести экскурсию по ДОУ, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении.
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы и открытые занятия, а также мастер-класс для детей и родителей.
Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции могут выступить специалисты (психолог, логопед, медработник).
Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции сотрудников ДОУ, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом : на первом собрании в начале учебного года родители определяют психолого-педагогические и социально-нравственные вопросы, которые их наиболее волнуют. Воспитатель группы собирает информацию и анализирует ее. С помощью старшего воспитателя и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла организаторов.
Одной из форм взаимодействия педагогов и родителей являются детско-родительские проекты.
Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Мастер-класс для детей и родителей
Дополнительным полезным источником питания связи в цепи «ДОУ – семья» является организация мастер – классов с родителями. Мастер класс – неформальная инкубация родителей, детей и педагога. Одновременно, это интересный и результативный метод конверсии детского сада с семьей.
Каждый мастер – класс воздействует на гамму задач: это практические и воспитательно-образовательные цели. При этом возможно всесторонне развивать личность ребенка и родителей.
Мастер – класс сопровождается спокойной, приятной музыкой. Встречи проходят в атмосфере дружеского общения. Взрослые занимаются с детьми пением, рассказывают о своих профессиях, играют с ними в игры своего детства, учат лепить, готовить и конструируют модели из деталей. По завершению работы наступает подведение итогов и всех участников ждё т сюрприз: например, красочно оформленные буклеты, памятки, схемы новых идей, фотографирование на память и, конечно же, сама работа презентуется детям. В финале мастер–класса проходит и совместный просмотр фотографий процесса работы.
Совместная НОД детей и родителей
Данное направление нацелено на совместную работу педагога, родителей и детей. На обогащение родителей практическими навыками и знаниями в вопросах воспитания и образования. Это направление делает родителей равноответственными участниками образовательного и воспитательного процесса.
Чтобы работа носила максимально-положительный результат при достижении цели надо разработать такую работу:
-консультация для родителей
-составление плана проведения НОД и участия в нем родителей,
-распределение ролей взрослых;
-подготовка отдельных номеров, если это праздник (разучивание стихов, танцев, песен);
-составление памятки – помощницы для воспитателя, родителей и для детей;
-индивидуальные встречи и консультации;
-изготовление атрибутов, пособий.
Посещая группу родители ощущают личную причастность к программе.
Видят, как их ребенок взаимодействует с другими. Знакомятся с друзьями своих детей. Получают возможность помогать своему ребенку, осваивать программу. Получают представления о работе воспитателей, а значит, начинают испытывать к этому труду больше уважения.
На практике разбираются в детском развитии.
Когда родители в группе, ребенок имеет возможность продемонстрировать свои успехи. Гордится присутствием близкого человека. Чувствует большую уверенность в своих силах.
Получает дополнительную возможность взаимодействовать в родителями.
При участии родителей воспитатели наблюдает, какие приемы используют родители при общении с ребенком. Получает возможность продемонстрировать свое педагогическое мастерство. Получает возможность на практике показать родителям достижения детей и их недостатки.
Одна из новых форм взаимодействия ДОУ с семьями это электронная газета. Газета для родителей не главный, но важный компонент взаимодействия. Она и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей.
Газета для родителей станет эффективной формой взаимодействия ДОУ и семьи, если:
• Содержание газеты обеспечит психолого-педагогическое информирование родителей о развитии их детей;
• В газете будут публиковаться высказывания детей, описание возникающих в группе педагогических ситуаций и их анализ;
• Каждый номер будет включать советы психолога, заметки родителей, рекомендации специалистов, работающих с детьми;
• В ДОУ будет человек, специально отвечающий за подготовку и выпуск газет.
Цель газеты: сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы. Также нельзя допускать, чтобы в газете из номера в номер речь шла об одних и тех же детях. Важно показать родителям своеобразие каждого ребенка и его особенности.
Выпуск газеты - дело не простое, оно требует определенных журналистских умений. Важно отобрать такие факты, которые будут интересны многим родителям и полезны в деле воспитания детей; следует научиться преподносить факты о такой форме, чтобы информация легко понималась любым человеком; хорошо, если газета иллюстрируется рисунками, фотографиями, это делает ее яркой и привлекательной.
Таким образом, можно утверждать, что родительская газета в современном виде стала прямым продолжением традиционных родительских уголков. Она является эффективной формой педагогического информирования родителей.
Для оформления газеты родителям можно предложить анкетирование:
Анкета для родителей
Цель: получение содержательной информации об ожиданиях родителей от газеты.
1. Следует ли продолжать выпуск газеты?
• Да
• Нет
2. Что бы вы хотели узнать из газеты:
• Особенности возрастного развития ребенка;
• Способы влияния на ребенка в разных ситуациях;
• Интересные случаи из жизни группы с участием вашего ребенка;
• Опыт других родителей.
3. Хотели бы вы участвовать в выпуске газеты? В каком качестве?
• Написать заметку;
• Набрать текст, информатировать;
• Размножить газету;
• Проиллюстрировать рисунками;
• Принести фотографии.
Также во многих садах 27 сентября проводится –день дублёра. Это мероприятие является новой современной формой работы, направленный на вовлечение родителей в образовательный процесс. Такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога. Наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, помочь понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи.
Задачи:
1. Повысить педагогическую культуру родителей.
2. Расширить представления родителей о профессиональной деятельности сотрудников ДОУ.
3. Укрепить партнерские отношения между ДОУ и родителями.
4. Подготовить родителей-участников – предоставить информацию о НОД, дать рекомендации по использованию различных методов и приёмов для проведения режимных моментов.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма
Советы, которые помогут активизировать участие родителей :
• Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
• Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им.
• Привлекайте родителей, к занимательным мероприятиям детского сада и группы.
• Используйте разнообразные виды участия родителей, проявляйте чуткость и понимание.
• Помните! У всех людей - разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому.
• Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.
• Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.
• Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей.
• Будьте терпеливыми к ним.
• Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.
• Поддерживайте тесные контакты.
• Высказывайте свою признательность им.
• Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.
• Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью.
• Поощряйте посещаемость родительских собраний.
• Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
• Обучайтесь навыкам сотрудничества.
• Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.