Елена Кривошта
Консультация «Воспитание эстетических чувств у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Воспитание эстетических чувств у детей».
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания» В. А. Сухомлинский.
Публикация «Консультация „Воспитание эстетических чувств у детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Известный психолог С. Л. Рубинштейн писал: «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается. Это важней всего, потому что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении, это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, готовых на всех махнуть рукой».
Эстетическое воспитание – понятие ёмкое, широкое. Оно включает воспитание эстетического, то есть эмоционально образного отношения к произведениям искусства, природе, общественной жизни, труду, быту.
Эстетическое восприятие как эмоциональное познание мира, начинается с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями, и отличаются эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему. Живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в способности выделить главное в воспринимаемом явлении, дать ему эму эстетическую оценку.
Дошкольник воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребенок очень активен: все увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и, конечно, по-своему ярко и образно охарактеризовать. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным.
Уровень психического развития ребенка позволяет ему наглядно представить конкретные предметы, факты, явления эстетически их оценить.
Например: Саша (6лет) мечтательно смотрит вверх на причудливые облака. – «Что ты там увидела интересного? Смотри под ноги, а то упадешь» - говорит мать девочки. – Ух, ты, как здорово! Вот посмотри: это облака, ну совсем, совсем как пё с Тишка: белый и пушистый. Вот видишь. Это голова с длинными ушами, а вот лапки и хвост султанчиком. – Ну и фантазерка! Где ты видишь собаку? Это на небе то собака? Это облако. Все ты выдумываешь! Не отставай, иди быстрей. А девочка будто и не слышит. Находясь в мире своего чудесного открытия, она остановилась, как зачарованная, преграждая путь маме. – Ой! А вот уже нет Тишки… Вместо него поезд: вот вагон, а вот колеса. Этот поезд возит ребят на луну! Девочка фантазирует, наблюдая за необыкновенными превращениями облаков. Но мать подталкивает ее, поторапливая идти вперед.
Мать Саши, видимо не понимает того, что в нравственном воспитании ребенка все очень важно, недооценивает природу как одно из важнейших основных средств воздействия на чувства ребенка, воспитания эмоциональной сферы.
Роль педагога уточнить и систематизировать детские впечатления, побуждать искать четкие, меткие определения для выражения эстетических эмоций и чувств.
Воспитание и обогащение знаний ребенка не протекает только на специально организованных занятиях в детском саду. Процесс этот беспрерывный. Эффективность воспитательного процесса во многом зависит от умного воздействия на чувства детей.
О природе, как средстве воспитания в человеке чувства прекрасного говорил К. С. Станиславский: «Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину. Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относится к нему при оценке, глубже вникать в его сущность. Обращайтесь к исследованию всего, что попадется вам на глаза, и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому».