Ольга Папонова
Основные задачи и виды театральной деятельности в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Самым распространенным видом детского творчества является театральная деятельность. Театральная деятельность тесно связана с игрой, поэтому понятна детям.
Все виды театральной деятельности помогают :
1. Формировать модель поведения в современном мире.
2. Повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям.
3. Познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес.
Публикация «Основные задачи и виды театральной деятельности в разных возрастных группах» размещена в разделах
4. Совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать эмоциональную сферу ребенка, сочувствовать и сопереживать персонажам. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Театрализованная деятельность - это разыгрывание сказок, сценок, ролевых диалогов по иллюстрациям, игры-драматизации. Воспитатель играет огромную роль в организации театрализованной деятельности, так как он умело направляет этот процесс. Воспитатель должен владеть основами актерского и режиссёрского мастерства. Это ведет к повышению творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Воспитатель должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие. Театральные игры позволяют детям с большим интересом погружаться в мир фантазий. Дети учатся четко формулировать свои мысли, становятся раскрепощенными и общительными.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы :
• Игры - драматизации
• Режиссёрские игры.
В играх – драматизациях ребёнок - «артист», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности.
В режиссерской игре ребёнок организует деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами».
Классификация театрализованных игр
настольный театр игрушек,
настольный плоскостной театр,
пальчиковый театр,
мягкой игрушки,
деревянный театр,
конусный театр,
театр народной игрушки,
театр плоскостных фигур,
театр ложек,
театр верховых кукол,
постановка сценок и спектаклей и др.
У детей 3 -4 лет отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок. Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
В возрасте 4 – 5 лет происходит углубление интереса к театрализованным играм. Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Ребенок осваивает разные виды настольного театра : мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями.
В возрасте 5 – 6 лет происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей. Усложняются тексты для постановок.
В возрасте 6 – 7 лет ещё более усложняется игровой материал. В театрализованные представления входят: постановка театральных спектаклей, детских опер, музыкальных и ритмических пьес. Инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений; игры-инсценировки.
Таким образом, театральная деятельность детей в детском саду станет и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников.