Ольга Ильичева
Консультация в рамках очередного методического объединения «Формирование функциональной грамотности у старших дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
в рамках очередного методического объединения на тему «Формирование функциональной грамотности у старших дошкольников»
Ильичева О. В.
Москва, 2021 г.
Публикация «Консультация в рамках очередного методического объединения „Формирование функциональной грамотности у старших дошкольников“» размещена в разделах
Что же такое «функциональная грамотность»? По определению Алексея Леонтьева, «ф. г.» - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Я взяла для изучения данную тему, поскольку она является одной из годовых задач организационно-методической работы в нашей организации.
Целевой ориентир в этом направлении – воспитанник, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Именно в 5-7 лет создается базовая основа чтения, письма, математического развития, и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, успешным, уметь жить среди людей.
Это прописано и в Законе об образовании, и в ФГОС ДО, и, соответственно, в Основной Образовательной Программе дошкольной организации. Ведь каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности.
А нам, педагогам, для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников помогают специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии и методы. Вот некоторые из них:
Технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
Технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов и др.)
Квест-технологии, позволяющие уйти от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей;
Дидактические игры и упражнения, позволяющие заинтересовать детей, сделать их участниками образовательной деятельности, при этом удовлетворяя потребность ребенка в игре (дети знакомятся с объектом, определяют задачу, направление поисков, оценивают свой результат и результат команды);
Таким образом, вся наша воспитательно-образовательная деятельность ведет к формированию основ функциональной грамотности будущего школьника.