Приложение МААМ

Консультация учителя-логопеда «Учимся произносить и различать звуки [л]-[л’]»

Марина Гуторина
Консультация учителя-логопеда «Учимся произносить и различать звуки [л]-[л’]»
▼ Скачать + Заказать документы

Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение:

• губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука;

• зубы незначительно разомкнуты;

• язык - узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены;

• между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя.

• голосовые связки напряжены и вибрируют, давая голос.

Наиболее распространенными видами нарушения являются:

Публикация «Консультация учителя-логопеда „Учимся произносить и различать звуки [л]-[л’]“» размещена в разделах

• отсутствие звука [л] или удлинение смежных гласных (аампа, паака, стоо вместо «лампа», «палка», «стол»);

• встречается боковое одностороннее произношение [л], когда воздух проходит только с одной стороны языка.

• более многочисленны случаи в виде замен звука [л] кратким гласным [ы] (ыампа, паыка, стоы, когда задняя часть спинки языка поднята.

• часто встречаются замены звука [л] губно-зубным согласным [в] (вампа, павка, стов) или гласным [у] (уампа, паука, стоу). При таких заменах активное участие в артикуляции звука принимает нижняя губа или губы, а не язык.

• возможна замена [л] мягким или полумягким [л], среднеязычным [j] (йампа, пайка, стой). В последнем случае кончик языка остается внизу, а средняя часть спинки языка поднимается вверх, образуя щель с твердым небом.

звук [л] может заменяться также взрывным заднеязычным [г] или его фрикативным вариантом (гампа, пагка, стог). В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов.

Для правильного произношения звука Л надо вырабатывать :

- подъём кончика языка вверх;

- подъём задней части спинки языка вверх;

-умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л

1. Наказать непослушный язычок.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

2. Вкусное варенье.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

3. Пароход гудит.

Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).

Внимание!

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

4. Индюк.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).

Внимание!

- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

- Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

5. Качели.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны, затем за верхние. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Внимание!

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

6. Лошадка.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание!

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

7.«Маляр»

Описание: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой).

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

1. Постановка звука.

Сначала ребенку дают задание по предлагаемому образцу: пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнести протяжно [ы].

При замене звука [л] звуком [j] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю — поджимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы].

При двугубном или губно-зубном произношении звука [л] необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ. Если это у ребенка не получается, используют механическую помощь: фиксируют губы в улыбке, прижимая пальцами уголки губ в первом случае, и придерживают нижнюю губу указательным пальцем при замене звука [л] на [в].

При замене звука [л] звуком [г] отрабатывают положение кончика языка сначала между зубами, затем — у верхних резцов.

Автоматизация звука.

1. Автоматизация изолированного звука : спой «песенку корабля» : произнеси звук Л длительно на одном выдохе.

2. Автоматизация звука в слогах.

- в открытых слогах

Ла лэ лы ло лу

- в закрытых слогах

Ал эл ыл ол ул

-между гласными

Ала улу оло ылы

-стечение согласных

Лга лпа лба лка

3. Автоматизация звуков в словах

-в начале слова в ударной позиции

Лама, лапа, лось, ласка, лупа

- в конце слова в ударной позиции

Юла, мыло, Мила, пела, дела

-между гласными

Халат, салат, холод, голос, волосы

-стечение согласных

Гладкий, платок, плакат, свекла, белка

4. Автоматизация звука в словосочетании

Белый голубь, гладкая лавка, милая улыбка

5. Автоматизация звука в предложении

Мила ела салат. Ласточка свила гнездо. Мама сделала молочную лапшу. Осёл испугался пчелы. Слава сломал лыжи.

6. Автоматизация звука в тексте

Поймал охотник белку и посадил в клетку. Целый год жила она и уже не надеялась вернуться в родной лес. Но случилось, что охотник однажды забыл закрыть клетку. Скакнула белка на диван, с дивана на подоконник, с подоконника в сад, а там с ветки на ветку и оказалась в лесу.

Бельчатки её спросили, как ей жилось у охотника.

— Хозяин меня любил. А спала я в клетке на атласной подушечке.

— Зачем же ты тогда убежала?

Но тут налетел ветер, зашумела листва, и никто не услышал, что сказала белочка.

А как по-вашему: что она сказала?

7. Дифференциация звуков.

- дифференциация звуков в слогах

-открытых

Ла-ля, лу-лю, ля-ла, ло-лю, лы-ли

-закрытых

Ал-аль, ул-уль, ил- иль, ял-яль,

-между гласными

Ала –аля, ола-оля, алу-алю, алы-али, ылы-ыли

-стечение согласных

Гла-гля, глы-гли, пла-пля, кла-кля, фла-фли

-дифференциация в словах

-в начале слова

Лук-люк, лов- лев, лань-лень, лапа-липа, лапта-лепта

-в конце слова

Мел –мель, цел-цель, ел-ель, был-быль, стал-сталь

-между гласными

Салат-солят, юла-юля, белок-белёк, полы-поли, поло-поле

-стечение согласных

Галка-галька, мелком –мельком, полка-полька, волна-вольна, план-плен

Публикации по теме:

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Конспект НОД во второй младшей группе детского сада «Учимся произносить звук [з]» Задачи: • упражнение детей в произношении звука [з] в словах; • формирование умения произносить звуки [з] — [з’] твёрдо и мягко, различать.

Конспект НОД во второй младшей группе детского сада «В гостях у мишки. Учимся произносить звуки [М] — [М’]» Задачи: • упражнение детей в чётком произношении звуков [м], [м’] в словах, фразовой речи; • воспитание интонационной выразительности речи.

Консультация для родителей «Учим правильно произносить звуки»Консультация для родителей «Учим правильно произносить звуки» В возрасте 3-4 лет у детей должен сформироваться речевой слух,тогда в дальнейшем у него не будет проблем ни с дикцией,ни с правописанием.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Консультация учителя-логопеда для родителей «В выходные не скучаем — в игры всей семьёй играем» Консультация учителя-логопеда для родителей на тему:«В выходные не скучаем — в игры всей семьёй играем». Как занять дошкольника и сделать.

Музыкально-дидактическая игра «Научись различать звуки» (младшая группа)Музыкально-дидактическая игра «Научись различать звуки» (младшая группа) «Научись различать звуки» музыкально- дидактическая игра младшая группа. Цель: Ознакомление со способами извлечения звуков различных.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация учителя-логопеда «Учимся произносить и различать звуки [л]-[л’]»
Опубликовано: 15 ноября 2023 в 15:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация учителя-логопеда «Учимся произносить и различать звуки [л]-[л’]»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Гуторина (УИ 3311251) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД