Марина Гуторина
Консультация учителя-логопеда для родителей «Читаем дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы при-влечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искус-ством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапли-вает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Публикация «Консультация учителя-логопеда для родителей „Читаем дома“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспи-тательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с ран-него детства.
Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, сти-хотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, по-вторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (ко-варство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое, с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивка-бурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает спо-собность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содер-жания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.
Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости между взрослым и ребенком, постарайтесь не разрушать это волшебное чувство.
Читая ребенку, не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела, разгово-ры с другими членами семьи, тогда этот процесс доставит удовольствие и вам, и вашему ребенку.
Как читать?
- В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
- Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее.
- Показывайте картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
- Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потеш-ках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
- Как только книга надоест, прекратите чтение отложите ее на денек.
Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет:
Русские народные сказки: Заюшкина избушка. Мужик и медведь. Лиса и жу-равль. Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со скалоч-кой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок - Золотой гребешок. Маша и Мед-ведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел.
Авторские сказки: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек», П. П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А. С. Пушкина, А. Н. Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского.
Произведения о природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
Произведения зарубежных авторов: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша «Три толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно».
Как учить стихи?
Мы легко запоминаем то, что эмоционально «пережили». С интеллектуальной памятью дело обстоит сложнее. Заучивать наизусть всегда трудно. Главное, нет га-рантии, что спустя некоторое время выученное не вылетит из головы. Можно, од-нако, попробовать совместить эти два вида памяти. Например, превратить заучива-ние стихотворений в интересную и полезную для развития эмоциональной сферы ребёнка игру.
Вот несколько советов, следуя которым вы поможете ребёнку легко «пере-жить» и запомнить содержание поэтического текста.
Совет № 1
Прочитайте вслух выбранное стихотворение несколько раз подряд, всякий раз с разной интонацией и настроением. После каждого прочтения предложите ребёнку самостоятельно определить настроение услышанного.
Расскажите, что настроения бывают разные: торжественное, весёлое, радостное, озорное, с юмором, грустное, печальное, злое, угрожающее, плаксивое, тревожное. При таком способе работы стихотворения запоминаются целиком после нескольких повторений.
Совет № 2
Чтение стихотворения в «различных тональностях» можно использовать как для закрепления только что выученного текста, так и для повторения любого иного, из-вестного ребёнку.
Стихотворение читается построчно и по очереди. Начинаете Вы задаёте настро-ение, которое должен подхватить ребёнок, чтобы продолжить чтение. Каждый раз вы меняете настроение, а ребёнок интонационно следует за вами.
Прочитайте вслух стихотворение. Попросите ребенка для каждой строчки подо-брать соответствующую эмоцию.