Эльвира Сулейманова
Консультация для родителей «Читаем вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Буклет для родителей
Дошкольный возраст — время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители — основные проводники между ребенком и печатным — художественным словом.
Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.
Публикация «Консультация для родителей „Читаем вместе“» размещена в разделах
Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания картинок в книге.
Что изображено на этой картинке?
Посмотри на картинку и подумай, какой рассказ можно по ней составить. О чём, глядя на картинку, захотелось тебе рассказать в первую очередь, о чём - подробно?
Чем развеселила, огорчила или удивила она тебя?
Чем ты закончишь рассказ об увиденном?
Какие слова (имеются ввиду эпитеты, сравнения) нужно припомнить, чтобы рассказ получился интересным?
Предложить ситуацию: «Я начну рассказ, а ты продолжи. А теперь ты начни, а я продолжу. Какую ты мне поставишь оценку и почему?»
Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?
Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
Спросите, понравилось ли произведение? Чем?
Что нового, интересного он узнал?
Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.
Как описана природа?
Какие слова и выражения ему запомнились?
Чему научила его книга?
Предложите ребенку нарисовать картину к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.
Книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста:
- Русские народные сказки
- Сказки народов мира
- Писатели России:
1. К. Чуковский (сказки в стихах)
2. К. Ушинский (рассказы о животных)
3. Д. Мамин - Сибиряк (рассказы)
4. В. Сутеев (сказки)
5. Е. Чарушин (рассказы о животных)
6. С. Маршак (сказки в стихах)
7. А. Барто (стихи)
8. С. Михалков (рассказы в стихах)
9. М. Пришвин (повести о животных)
10. Э. Успенский (повести - сказки)
11. В. Бианки (рассказы и сказки о животных)
12. Н. Носов (рассказы, сказки)
13. А. Толстой (повести, рассказы о детях и животных)
14. А. Усачёв (сказки)
15. С. Козлов (сказки)
16. Г. Александрова (сказки)
17. Г. Остер (сказки рассказы)
18. В. Маяковский (стихи)
19. Л. Воронкова (сказки)
- Писатели разных стран
1. Л. Муур «Крошка енот» и др.
2. А. Милн «Винни-Пух…» и др.
3. Д. харрмс «Сказки дядюшки Римуса» и др.
Это рекомендуемая литература, все остальные произведения читайте по своему выбору, учитывая интерес и желание ребёнка!
Играем и читаем
Игра - основной способ для ребенка познать окружающий мир. Игры формируют привычки, интересы, фантазию и психику ребенка. То, что усвоено в игре, надежно закрепляется в сознании ребенка.
«Догонялки»
Напишите на альбомном листе одно короткое слово / например: рот/. Далее, буквы на листе бумаги оживают. Вы говорите малышу, что эти буквы друзья и все вместе они составляют слово. Одна буква бежит навстречу другой. Ребенок произносит первый звук «р» до тех пор, пока он не достигнет звука «о», а затем, слог «ро» догоняет букву «т». Когда все друзья вместе, они скажут слово «рот». Начинайте собирать разбежавшихся друзей в любое удобное для вас время. Несколько минут в день такой игры, и ребенок сам привыкнет связывать буквы в слова.
«Заколдованное слово»
На листе бумаги вразброс пишете буквы. Говорите, что злой волшебник заколдовал слова, и они не знают, из каких звуков состоят. Как только ребенок правильно составляет слово и читает его, оно считается спасенным от чар колдуна. Начинайте с трех-, четырехбуквенных слов, затем усложняйте задачу.
Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик будет уметь и любить читать. Пусть каждый «Я начало, ты – конец. Тогда будешь молодец»
Усложненный вариант предыдущей игры. В данном случае слова делят на слоги и перемешивают.
«Подпиши картинки»
Ребенок читает слово – подбирает подходящую картинку.
«Слово прочитай – предложение сочиняй»
Ребенок читает слово и придумывает с ним предложение. Усложненный вариант игры, прочитать 2 и более слов и связать их в одно предложение.
Для хорошо читающих :
«Подбери»
1. Ребенок читает текст. Название закрыто. После чтение нужно придумать название рассказу.
2. Ребенок читает рассказ. Предложить разные варианты названий, из которых предстоит выбрать подходящий.
3. Ребенок читает и подбирает подходящую картинку.
«Перепутанные словечки»
Напечатанное предложение разрезается на слова. Ребенку необходимо собрать предложения так, что бы оно звучало правильно. Более сложный вариант – разрезаем текст на предложения.
Помните слова В. А. Сухомлинского «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда».
Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!