Светлана Сковородникова
Консультация «Три кита» неправильного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Три кита неправильного воспитания
Конечно, всем родителям хочется вырастить идеального ребенка, но часто это желание оборачивается тяжелым вздохом: хотелось, как лучше, а получилось как всегда.
Большинство родителей воспитывает детей так, как воспитывали их самих. И происходит это подчас совершенно бессознательно. Некоторые мамы и папы исходят из принципа: «Если меня всю жизнь опекали и не давали шагу ступить, от любого ветерка берегли, то я все по- другому сделаю - пусть наш сын будет самостоятельным. Нянчиться ни к чему, а вот обливать холодной водой - пожалуйста!» И лишь немногие способны объективно взглянуть на самих себя и своего ребенка и найти единственно верные методы воспитания.
Публикация «Консультация „Три кита“ неправильного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Темочки
Что же делать? Как уберечься от типичных родительских ошибок и упущений? Может, еще не поздно все исправить или хотя бы подкорректировать?
Рассмотрим три самых распространенных родительских ошибки в вопросах воспитания.
ТЕПЛИЧНОЕ РАСТЕНИЕ.
Один из примеров неправильного воспитания : «Ой, как бы Мишенька не упал, он еще на ножках плохо стоит! Ты, Мишенька, сюда не лезь, здесь грязно, а здесь у окошка, тебя может продуть, а вилку держи так, а вот так - неправильно.» - подобное можно услышать в очень многих семьях.
Как правило, это неполные семьи. Ребенок один либо поздний. Родители дрожат над ним, они готовы на все, лишь бы драгоценное дитя не терпело никаких лишений - чтобы, не дай Бог, малыш насморк не схватил, чтоб с плохими мальчиками- девочками не общался. Но добиваются этого родители по-своему: контролируют каждое движение ребенка, ходят за ним по пятам, постоянно критикуют его, ставят в пример других детей.
Иногда родители включают на полную мощь свое больное воображение. Так, одна мама настолько боялась, что ее 9-месячный ребенок заболеет, что по нескольку раз в день протирала все игрушки и горшок хлоркой и «Доместосом», а уж руки малышу она готова была мыть бесконечно. В результате, когда ребенка вели в ванную, он закатывал истерику, да и игры ему стали в не в радость.
Ребенок взрослеет, его начинают перегружать занятиями в секциях, кружках, чтобы он был «самым умным». Или, наоборот, не загружают абсолютно ничем, буквально ничего не давая ему делать - даже шнурки на ботинках самому завязать.
Но детство кончилось, и вчерашнее «тепличное растение» выходит в мир. А он ох какой суровый! Подросток неожиданно осознает, что он вовсе не «пуп Земли», что всего нужно добиваться самому, а он этого не хочет и не умеет. Нервный срыв, депрессия, невроз.
НЕДОЛЮБЛЕННЫЙ.
В основе гипоопеки - неприятие ребенка в семье. Ему уделяется мало внимания, он как бы и не нужен родителям - постоянном мешает, раздражает. «Таня, отстань, мне некогда! Что за несносный ребенок! Опять вертится под ногами! Не видишь, я занята!»
Если ваш ребенок слышит подобное регулярно, то не удивляйтесь тому, что он может стать маленьким извергом - начнет мучить животных или издеваться в садике над тем, кто слабее. Такой ребенок с заниженной самооценкой часто вырастает жестоким, не способным испытывать чувства любви и жалости.
МЕЖДУ ДВУХ ОГНЕЙ.
Контрастный тип воспитания, пожалуй, еще хуже, чем гипер - и гипоопека.
Родители «делят» ребенка, настраивают его друг против друга. Его все время ставят перед выбором - кого из них он больше любит, уважает, слушает. Папа говорит: «нельзя», мама - «можно». Он наказывает, она жалеет и приговаривает: «Папа злой, плохой.» Для малыша это сильный стресс, ведь маму и папу он любит одинаково. Ребенок не понимает, чего от него хотят, мечется между родителями. И постепенно учится врать, угождать - то объединяться с мамой против папы, то наоборот.
Это три основных неверных позиции, которые занимают родители. Еще при любом типе воспитания мама и папа могут не понимать закономерностей развития личности, не знают, что характерно для ребенка в разном возрасте. Так, одна мама была недовольна тем, что ее 3-летняя дочь не убирает за собой игрушки, неаккуратно ест.
Разрушительна для психики ребенка агрессия родителей. И дело не только в физических наказаниях - порой бывает, что мама за весь день ни одного ласкового слова малышу не скажет, только критикует: не так сел, не туда пошел.
КОГДА БЕЗ ЛЕЧЕНИЯ НЕ ОБОЙТИСЬ?
Распознать начинающийся невроз несложно: ребенок, по вашему мнению, «плохо себя ведет» - капризен, обидчив, его мучают страхи, может появиться нервный тик. Бывает, что к этим симптомам присоединяются заикание, недержание мочи (энурез) или кала, головная боль утром и боль в животе вечером.
Если вы заметили подобное, немедленно обращайтесь к специалисту - психологу, психотерапевту!
Не пеняйте на дурной характер малыша - причина его капризов и ночных пробуждений - дисгармония в душе.
Советы родителям
1. Узнайте, какова самооценка вашего ребенка.
Для этого нарисуйте на бумаге лестницу из 10 ступенек. На самой верхней ступеньке обозначьте крестиком самого хорошего ребенка, на самой нижней - плохого, в середине - обычного. Пусть малыш нарисует «свое» место. Идеальный вариант - это место «обычного» ребенка.
2. Узнайте, какой вы родитель.
Разделите лист бумаги на 2 части. В одной колонке отмечайте, сколько раз в день похвалили ребенка, в другой - сколько раз поругали или покритиковали его.
3. Игры для возбудимого ребенка.
Час «можно» и час «нельзя». Родители договариваются с ребенком о правилах игры: «Час ты делаешь все, что хочешь, а в следующий час ты ведешь себя правильно и слушаешься».
«Держим себя в руках». Предложите эту игру малышу, когда его хотите успокоить. Он должен встать, обхватить себя руками и сказать: «Я держу себя в руках». Это тренирует волю и помогает переключиться.
Но лучшее лекарство для ребенка - спокойная, ровная, «зрячая» (в противовес «слепой») любовь родителей и воспитание по принципу «золотой середины» (не слишком мягкое, но и не слишком строгое). Только обязательное условие - чтобы и папа, и мама, и бабушки, дедушки придерживались с ребенком одной линии поведения.