Ольга Пустакина
Консультация «Сюжетно-ролевая игра как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности»
▼ Скачать + Заказать документы
Повседневная жизнь воспитанника в «Детском саду – Доме радости» насыщена различными видами детской деятельности, среди которых игровая занимает ведущее место. Игра – особый вид деятельности ребенка : возникает по его потребности, и каждый её компонент ценен сам по себе. В игре особенно активно формируется психика дошкольника, подготавливается переход на новую возрастную ступень. Она дает возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, выполнять ролевые функции, включаться в разнообразные события, а также одновременно переживать ощущение своей свободы, своего могущества, эмоционального комфорта.
Публикация «Консультация „Сюжетно-ролевая игра как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Ребенок учится игре в каждом из семи его видов (сюжетно – ролевая, строительная, театральная, дидактическая, подвижная, музыкальная, игра – забава).
Когда воспитанник овладеет игрой на уровне самостоятельности, она превращается из предмета познания в его самодеятельность – творческую форму самовыражения индивидуальности своей неповторимости. Наиболее благоприятные условия для развития индивидуальности создаются в игровых коллективах.
Мастерство воспитателя – в том, что он и творец, и организатор детской игры. Поэтому технология «Детский сад – Дом радости» предполагает не рецепты организации игры, но лишь регулятивные принципы, в направлении которых программная игра должна быть организована каждый раз по-новому, творчески.
Главная задача педагога – овладеть правильной организацией игры как самодеятельности ребенка :
-во - первых, её нужно организовать так, чтобы в игре (в каждом её виде) предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям.
-во - вторых, педагог должен содействовать обогащению и самостоятельному накоплению ребенком представлений об образах для подражания (героях, на которых он хотел быть похожим).
-в – третьих, организуя игру, педагог продумывает средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство).
-в – четвертых, для воспитателя игра – это лаборатория познания своего воспитанника и возможность при умелом руководстве содействовать коррекции его личности;
-в – пятых, творчество педагога должно быть направлено на организацию каждой игры так, чтобы воспитанник приходил к результату – оценке и самооценке созданного образа.
В младшей группе игра — самая любимая и основная деятельность, которая развивается на протяжении всего года от уровня узнавания до уровня самостоятельности и творчества. Игровая деятельность ребенка четвертого года жизни начинает приобретать статус ведущей. С ней связаны основные новообразования дошкольного периода в познавательной, эмоционально-волевой, двигательной сферах. В игре зарождаются и предпосылки новых видов деятельности. Игра переходит от сюжетно-отобразительной к сюжетно-ролевой. Наступает период собственно-ролевой игры, в которой ребенок начинает моделировать знакомые ему трудовые и социальные отношения. Ведущие сюжеты «дочки-матери» и «гости» имеют огромное значение для гуманизации личности ребенка.
Сюжетно-ролевые игры привлекают малыша прежде всего предметами (кукла, машина, собачка, коляска, с которыми можно действовать (в машине что-то перевозить, куклу покормить, уложить спать, покатать в коляске, собачку вывести погулять и т. д.). Ребенок сначала манипулирует предметом (кладет куклу на кровать, вынимает ее; мешает ложкой в кастрюльке, получая удовольствие от действия с ним. Но постепенно, раскрывая содержание нравственной категории «позаботиться о ком-то», он учится отображать жизнь и деятельность, взаимоотношения взрослого с ребенком, с машиной, с животным в соответствии с нравственным смыслом поступка, обозначаемого игровым воображением. В сюжете игры «Дочки-матери» младший дошкольник выполняет короткую по фазе деятельность (моет руки кукле и укладывает ее спать, потом дополняет еще фазу (варит еду, потом еще (кормит куклу) и т. д. У него развивается умение связно передавать в игре несколько последовательных эпизодов (кукла моет руки, ест, ложится спать; мама для куклы варит еду и т. д. ; папа моет машину, заправляет ее бензином, нагружает груз, перевозит в другое место и т. д.).
Наблюдение за трудом взрослого (семь трудовых процессов няни — помощника воспитателя: накрывает на стол, моет посуду, моет пол, застилает постель, разбирает постель, стирает салфетки, моет стульчики, рассматривание картинок с изображением заботы о машине, о животных (няни, мамы, шофера, животновода и т. д.) и обозначение результата их деятельности, отношения к своим обязанностям словом «позаботилась» («позаботился») — все это побуждает ребенка к подражанию хорошим поступкам взрослых людей, доброжелательным взаимоотношениям с другими детьми. Поэтому малыши по своей инициативе начинают объединяться (ходить друг к другу в «гости» : хозяин дома готовит для каждого гостя еду, заботливо угощает, а гость со своим ребенком дарит подарки, читает стихи — идет подражание празднованию дня рождения).
Вариативные размеры кукол, машин, других предметов, о которых ребенок может «заботиться», создавая в игре образ мамы, папы, шофера, ставят его каждый раз в нестандартные ситуации. От ребенка требуется, ради выполнения, взятого на себя нравственного урока, интегративное решение разнообразных задач (математических, эстетических, речевых и т. д.). Целенаправленность создания игрового образа обусловливает подбор им предметов для куклы в соответствии с ее размером: постельные принадлежности по длине, ширине «ребенка»; высота конструируемого стола, стула определяется высотой строительного материала (цилиндр, куб, кирпич); выбор формы столешницы (круглая, овальная, прямоугольная или квадратная) — это уже эмоциональное решение (какая сегодня больше нравится). Именно сознательное обозначение своего отношения к кукле ребенок формулирует в самооценке созданного образа — результате игры («Я чисто вымыл ей руки, она не заболеет, я позаботился о дочке, я заботливый папа»).
Если в начале года инициатор и организатор сюжетно-ролевых игр — взрослый, то уже в ноябре инициатива ролевой игры принадлежит малышу, ибо он в выполнении игровых действий достигает уровня самодеятельности. Надо отметить, что мальчики с удовольствием заботятся не только о машинах, но и о куклах, а девочки, в свою очередь, — не только о куклах, но и о машинах.
В первом полугодии малыши в сюжетно-ролевые игры играют рядом, а уже во второй половине они проявляют интерес, внимательное и доброжелательное отношение к игре товарища. У ребенка четвертого года жизни развивается привычка отзываться на просьбу, умение договариваться о том, во что и как играть. Это связано с тем, что благодаря целенаправленному обучению каждый малыш овладевает данным видом игры на уровне самостоятельности. Именно самодеятельность сюжетно-ролевой игры приводит к объединению детей в подгруппы, и потому происходит по их инициативе переход от игры рядом к игре вместе («Гости»).
В средней группе ребенок в сюжетно-ролевой игре начинает моделировать знакомые ему трудовые и общественные отношения. Ведущий сюжет «дочки-матери», и «гости» получает расцвет. В первом полугодии каждую неделю Технология ориентирует педагога на поддержку возможности воспитанников позаботиться о «дочках» и «сыночках», порадовать их праздником посещения гостей.
Параллельно дети учатся играть (в малых подгруппах) новые роли в сюжете «детский сад», который имеет огромное значение для разно-стороннего развития личности ребенка. Сначала малыши учатся быть «со-трудниками» — нянями, которые заботятся о том, чтобы «дети хорошо поспали», потом их увлекает другой сюжет — чтобы «дети вкусно и приятно поели», потом — чтобы «дети интересно погуляли на участке детского сада».
На первой ступеньке – задача педагога – вдохновить на игру, раскрыть значимость детского сада, познакомить с профессиями детского сада. В младшей и средней группе дети знакомятся с разными профессиями. Это каменщик, столяр, гончар, швея, ткачиха. воспитатель показывает, как устроен дет. сад, мебель, посуда, игрушки, а потом задает вопрос: Где же дети этих взрослых людей? Оказывается, в детском саду. И тогда воспитатель показывает детям «театр» как можно построить детский сад. Она рассаживает 10 кукол над ними развешивает фото разных профессий и разыгрывает сценку. «Здравствуйте Иван Петрович, кем Вы работаете? Он говорит каменщиком. Вы привели ребенка в дет. сад? И так она разговаривает с каждой картинкой. Дети после обеда с интересом слушают, что говорит воспитатель, а за тем на глазах у детей строит спальню, вмести с детьми из кирпичиков, кубиков, умывальню, потом как будто моют руки, как будто укладывают спать и поют песенку. А затем воспитатель спрашивает: А вы хотите стать сотрудниками дет. сада? Приходите завтра. И завтра мы переходим на вторую ступень, индивидуального и подгруппового обучения этой игре. Сначала учат укладывать маленьких куколок спать, потом средних, потом крупных, потом смешанных. Потом учат кормить кукол, и строят столовую сначала для маленьких куколок, потом средних, потом крупных, потом смешанных. В следующем месяце строят участок, сначала для маленьких куколок, потом средних, потом крупных, потом смешанных. Необходимо открыть детям что играть вместе, значит договариваться о взаимодействии (одному удобно носить матрасы, другому простынки). Дети готовы к фронтальной игре.
Начиная со второго полугодия они оказываются способными к совместной игре, в которой распределяют между собой роли и понимают, что действие каждого ведет к общему результату — «заботиться о детях в детском саду».
И мы переходим на третью ступеньку. Цель педагога наблюдать – как дети научились (это мониторинг). Игра пройдет 3 раза. Каждая игра «Детский сад» — это форма, в которой открывается пласт разных задач:
-первая игра (уровень А) проходит под непосредственным руководством и с участием взрослого. Его цель — сконструировать вместе с детьми образ, сюжет игры (содержание взаимоотношений между участниками, определить каждой подгруппе место в пространстве, помочь в подборе атрибутов игры;
вторая игра (уровень Б) — взрослый уже в роли наблюдателя, опо-средованного участника (роль заведующей детским садом, а перед детьми главная задача — самостоятельно договориться друг с другом о ролевых взаимоотношениях, корректировать свою деятельность с другими. В этой игре могут быть конфликты, когда ребенок путает реальные отношения с игровыми (А. П. Усова, и потому воспитатель — «заведующая» — наблюдает и в случае необходимости, не нарушая ролевых взаимоотношений, содействует разрешению проблемной ситуации;
- в следующей игре (уровень В) главным является целеустремленное желание каждого ребенка состояться в той роли, которую он выбрал: так позаботиться о куклах («детях детского сада», чтобы мог про себя сказать: «Я был умелый, заботливый, такой же, как наша О. Н.» (няня). Завершение игры — самооценка участниками созданных образов и постановка воспитателем новой задачи: открыть другой детский сад, под другим названием.
Открытие «нового детского сада» — это значит, что, во-первых, будет введена новая роль — «повар» (может быть 3—4 человека); во-вторых, у каждой подгруппы изменится расположение в пространстве; в-третьих, произойдет замена содержания деятельности ребенка с прежним набором кукол (те, которые «гуляли», будут, например, «кушать», а те, которые «ели», будут «спать» и т. п.). Это особенно важно для тех участников, которые сохранят интерес к содержанию деятельности (опять захотят кормить кукол, но перед ними встанет проблема адаптации к решению задачи в новых условиях (да и другой размер кукол). В-четвертых, объем и содержание ролевой работы сохранится (число кукол не менее 6—10, а количество исполнителей («сотрудников группы») сократится. Это противоречие и придаст азартность игре. Поскольку все подгруппы будут новыми, сохранятся стадии (А, Б, В) развития игры.
В следующем месяце замена ролей произойдет из-за открытия «нового детского сада» и введения образа прачки — еще одного «сотрудника», который заботится о детях. Образуется пять подгрупп, поэтому стадии развития игры те же — А, Б, В.
Конечно, возможна ситуация, когда один и тот же ребенок будет сохранять один и тот же выбор роли (например, укладывать спать, но внутри этой подгруппы при сговоре важно содействовать тому, чтобы ребенок объяснил, что он хочет сделать свое дело лучше, чем в предыдущем варианте, или же заменил содержание своей деятельности (если строил кровати, теперь может выбрать, например, мытье рук или проведение занятия с куклами и т. п.).
Таким образом, игровая деятельность ребенка пятого года жизни, достигая уровня самостоятельности и творчества, становится средством и формой самореализации ребенком себя как индивидуальности.
В старшей группе воспитанник уже способен применять в играх все средства игрового замещения, но все чаще слово заменяет игровое действие. Сами игровые действия развертываются, как правило, в точной последовательности, строго воссоздающей реальную логику событий. Воспитанник старшей группы самостоятельно создает игровую обстановку, умеет договариваться и распределять роли.
Все игры, в которые он играл в младшей и средней группе, остаются любимыми («Дочки-матери», «Гости», «Детский сад», но сюжет изменяется : главное в нем — отношения между людьми (прачка чисто выстирает постельное белье, няня застелет детям кроватки, им приятно будет спать. Повар сварит вкусный обед, няня принесет его детям, они съедят и станут здоровыми. Все взрослые сотрудники детского сада позаботились о детях).
Появляется новая тематика игр как отражение системных знаний о труде взрослых («Овощеводы», «Животноводы», «Кондитерская фабрика», «Театр» и др.). В этих темах игр, придуманных технологами (Н. М. Крыловой, В. Т. Ивановой, дети осваивают социальные и нравственные отношения: зависимости людей разных профессий друг от друга, обмен результатами труда. Дети оказываются в реальных проблемных ситуациях, которые очень часто встречаются в жизни взрослых людей. Жизнь в обществе требует умения согласовывать свои действия с другими.
Пример. Неуверенная в себе девочка («доярка») обращается к уверенной в себе девочке («корове») :
Доярка (робко). Дай, мне, пожалуйста, молока,
Корова (строптиво). Не дам тебе молока. Ты мне ласкового слова не сказала, корочки с солью не принесла.
Доярка (обращается за помощью к воспитателю). А почему корова мне не дает молока?
Корова (следом за ней прибежала). А чего доярка мне ласкового слова не сказала?
В. (выслушав обеих, обратилась к «корове», строго). Корова разговаривать не умеет. Марш в стойло!
(Та безропотно выполнила приказ, то есть выполнила правила игры.) В. (доярке). Уважаемая доярка, я не могу твоей корове приказать дать молока. Ты только сама должна ее уговорить. Иди и договаривайся.
Обсуждая после игры качество ролевого поведения, каждый участник дает оценку и самооценку решения ролевых взаимоотношений, ставит задачу к совершенствованию собственного поведения. Так игра действительно становится школой жизни (А. С. Макаренко).
Во второй половине года у детей появляется желание обозначать свои роли костюмами, атрибутами, которые они либо сами подбирают, делают (например, билеты, бинокли, афиши, цветы и т. д. для игры в «театр», либо просят взрослых (родителей, сотрудников учреждения) создать их. Все ранее сыгранные сюжеты начинают связываться между собой, поэтому для понимания организации этих взаимоотношений появляется необходимость предварительного графического обозначения замысла игры. Сначала графическую модель игры рисует воспитатель при активном участии детей, а потом кто-то из детей, но при активной поддержке воспитателя.
Многие сюжеты, которые раньше инициировались педагогом, теперь становятся самодеятельностью старших воспитанников. Они сами организуют игры с данными сюжетами и вовлекают в них соседей по дому, братьев, сестер (более старшего возраста).
В подготовительной группе игра — самодеятельность, но не отдельных детей, так называемых звездочек, а каждого воспитанника группы. Овладение игровым поведением в предшествующих группах — основа для коллективной деятельности. Объединение детей в подгруппы и установление связей между ними для игры превращает участников в «играющий коллектив», в котором осуществляются такие отношения ответственной зависимости, как взаимный контроль, взаимная требовательность и оценка, общественное мнение. Игра создает «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский) для развития личности не только дошкольника — исполнителя роли, но и всех воспитанников группы, участвующих непосредственно в игре или слушающих итоговое обсуждение ее. Даже дети, которые в предыдущих группах избегали новых ролей, предпочитая повторять те, которыми овладели раньше, теперь смело берут их на себя.
Взрослый как организатор и творец игры подобен режиссеру театра. Его задача — подобрать репертуар, т. е. позаботиться о содержании игр. Поэтому Технология предлагает расширение тематики игр. С одной стороны, сохраняются прежние, любимые игры («Дочки-матери», «Гости», «Детский сад», «Овощеводы», «Театр» и др., а с другой — сюжеты поворачиваются новой стороной: «театр» превращается в «ярмарку», которая разбудит фантазию ребят в создании и цирка, и карусели, и театра Петрушки, и разных форм торговли различной продукцией и т. д. ; привычные с младшей группы автобус, поезд, пароход превращаются в новую форму транспорта — железную дорогу или систему шлюзов на реке, которую шестилетние дети создают с большой выдумкой, и т. д. Воспитанники самостоятельно создают игровую обстановку, договариваются и распределяют роли.
Любой коллектив нуждается в организаторе. Какими бы самостоятельными дети ни были, каждый в отдельности, воспитатель как творец и организатор сюжетно-ролевой игры участвует в ней, но опосредованно, на правах равного партнера через ролевое поведение (главный устроитель ярмарки, начальник железной дороги, заведующая детским садом и т. д.). Он содействует придумыванию сюжета, сохранению самостоятельности игры, пробуждению игрового творчества ребенка, приведению игры к результату — адекватной самооценке созданного ролевого образа и постановке ребенком перед собой более сложных задач в новой игре. От его умелой организации и творчества зависит, чтобы, например, «ярмарка» не превратилась только в забаву, а «железная дорога» или «шлюзы», наоборот, в техническое исполнение указаний взрослого, в нравственный урок, но без забавы.
Литература:
1. Крылова Н. М. Детский сад – Дом радости. Пермь: «Книжный мир» 2005 – 448 с.
2. Детский сад – Дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Н. М. Крылова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ТЦ Сфера, 2015 – 352 с.