Ольга Егорова
Дидактическая игра для формирования представлений временах года у детей старшего дошкольного возраста «Хоровод — круглый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Хоровод – круглый год».
Хочу остановиться на интересном, на мой взгляд, приеме формирования представлений о смене времен года, смене месяцев года, который использовался в образовательных ситуациях по ознакомлению детей с природным миром. Сформировать у детей представления о смене времен года – задача не из простых. У маленького ребенка опыт «проживания» в том или ином периоде времени не закреплен в силу невозможности обобщений в столь «глобальных» масштабах, ведь субъективно год для ребенка гораздо длиннее этого же периода для взрослого. Да и сами изменения в природе не всегда очевидны: трудно почувствовать границу между весной и летом, осенью и зимой. На календаре весна, а за окном мороз и снег… Дары щедрого лета продаются в магазинах круглосуточно.
Публикация «Дидактическая игра для формирования представлений временах года у детей старшего дошкольного возраста „Хоровод — круглый год“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Русские народные игры
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2015
Дать детям возможность почувствовать себя сопричастным времени, открыть для себя красоту, настроение, характер каждого времени года, дошкольникам помогает игровое пособие «Хоровод – круглый год», созданное вместе с детьми. Месяцы – соседи похожи друг на друга: держась за руки, они символизируют непрерывность и последовательность годового цикла. Летние и зимние, весенние и осенние месяцы заметно различаются между собой цветовой гаммой, деталями, общим настроением. Бумажный хоровод дает детям возможность увидеть это и вместе с тем подводит к обобщениям, связанным с такими понятиями, как «год», «время года», «месяц». На календаре март – и хоровод разворачивается к детям именно этим месяцем. Перед каждым таким гостем выставляется значок – флажок, символизирующий сегодняшний день – текущее время года. Созданный нами «Хоровод – круглый год» превратился в дидактическую игру, позволяющую в увлекательной форме закреплять знания и представления детей о сезонных явлениях. Игра способствовала формированию представлений о смене времен года, об особенностях зимних, весенних, летних, осенних месяцев с опорой на поэзию, через описания и сравнения; дети упражнялись в умении логически мыслить, придумать и формулировать правильный вопрос (вариант игры «Угадай-ка»). Например:
- Этот месяц держится за руки только с летними месяцами? - Один из его соседей – осенний месяц? - В костюме этого месяца много желтого цвета? - В этом месяце поспевают арбузы? и др.
Так как пособие является результатом совместной работы, игры с ним воспринимаются детьми с интересом и энтузиазмом.
Цель игры: формирование прочных представлений детей о последовательности смены времен года и месяцев, о характерных признаках каждого месяца.
Первый вариант игры. «Угадай-ка».
Дети рассаживаются вокруг бумажного хоровода. Выбирается ведущий, который загадывает про себя один из месяцев (при этом он обходит хоровод). Дети должны отгадать его название, задавая ведущему вопросы, на которые он может ответить «да» или «нет». Нарисованные братья – месяцы в этом варианте игры будут для играющих опорой, позволяющей придумать и сформулировать правильный вопрос. Например, ведущий загадал июнь. Попытаемся узнать место этого месяца в хороводе :
- Это зимний месяц?
- Нет.
- Летний?
- Да.
- Этот месяц держится за ручки только с летними месяцами?
- Нет.
- Весенний?
- Да.
- Это июнь?
- Правильно
Можно строить систему вопросов с опорой на зрительный ряд:
- В костюме этого месяца много желтого цвета?
- Нет.
- А белого?
- Нет.
- А зеленого?
- Да.
- Это весенний месяц?
- Нет.
- В этом месяце поспевают арбузы?
- Нет.
- Он следует за маем?
- Да.
- Это июнь?
- Да.
Ребенок, отгадавший название месяца, становиться ведущим.
Второй вариант игры. «Собирай-ка».
Дети рассаживаются вокруг бумажного хоровода в соответствии с выбранным месяцем. Ведущий последовательно достает из мешочка или из коробочки картонные карточки с приметами, особенностями или поэтическими строками, характеризующими тот или иной месяц. Зачитывает по одной карточке. Ребенок, узнавший в описании свой месяц, называет его. Если месяц назван правильно, то он получает от ведущего карточку. Если карточка после прочтения остается без хозяина, ведущий спрашивает у детей, к какому месяцу может относиться зачитанная карточка. Ребенок, правильно назвавший месяц, получает фишку. Победителем становится тот, у кого карточек и фишек окажется больше.
Примечание. Иногда описание может относиться не к одному, а нескольким месяцам. В этом случает карточку получает тот, кто быстрее назвал свой месяц.
В народе этот месяц называют стужайло, он дает запевку всей зиме.