Лучший педагог года

Консультация «Современные подходы к проведению утренников и праздников в учреждении дошкольного образования»

Дарья Козик
Консультация «Современные подходы к проведению утренников и праздников в учреждении дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для музыкальных руководителей и руководителей физвоспитания "Современные подходы к проведению утренников и праздников в УДО"

Методика построения праздника.

О чем мечтает круглый год каждый ребенок? Конечно о празднике - красивых и ярких подарках, веселых хороводах, красочном карнавале, задорных шутках и веселье!

Публикация «Консультация „Современные подходы к проведению утренников и праздников в учреждении дошкольного образования“» размещена в разделах

Сделать детский праздник не забываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, волшебных звуков и красок, оставить яркий след в душе ребенка – задача педагогов и родителей!

Праздник в детском саду – это день, который отличается от других оформлением помещений, нарядной одеждой взрослых и детей, приглашением гостей, сюрпризами и подарками.

Организация любого праздника включает в себя следующую предварительную работу:

тщательный отбор сценария и актеров;

выбор музыкально-литературного материала соответстветствующего теме праздника, возрастным особенностям детей;

разучивание музыкально-литературного материала с детьми и педагогами;

проведение репетиций;

изготовление костюмов и декораций;

подбор фонограмм; спец. эффектов (свет, звук т. д.);

Сценарий пишется музыкальным руководителем и предоставляется на обсуждение педагогам за полтора – два месяца до предстоящего события, что позволяет качественно и без спешки подготовится к празднику. Воспитатели не только знакомятся со сценарием, но и распределяют между собой роли. В организации торжества участвует весь педагогический коллектив, а для оформления музыкального зала, изготовления декораций и костюмов можно привлечь родителей. Музыкальный руководитель отслеживает и координирует все этапы подготовки мероприятия, как с детьми, с педагогами так и с родителями.

В основе каждого праздника, лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. Праздники проводятся как в утренние, так и в вечерние часы, а их продолжительность регламентируется возрастом и санитарными требованиями. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20—30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45—55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

Построение утренников для малышей отличается своеобразными чертами. Здесь используется материал, пройденный на музыкальных занятиях и хорошо усвоенный. Поэтому, попадая и в новую, необычную обстановку, дети чувствуют себя естественно и непринужденно, хорошо поют, танцуют, проявляют активность, выполняя знакомые действия. Интерес вызывают и различные зрелищные моменты, которые чередуются детским исполнением. Для самых маленьких простейшим выражением их являются показ и обыгрывание красочных атрибутов, игрушки. Часто в сценариях для малышей появляются персонажи кукольного театра. В ясельных и младших группах ведущую роль играет взрослый. Он постоянно руководит не только действиями малышей, но и их восприятием. Взрослый фиксирует детское внимание на появлении новых персонажей, позволяет хорошо рассмотреть их, затем приступает к действиям: вместе со всеми поет, танцует, играет, что вызывает у малышей уверенность в действиях. На празднике для II младшей или средней групп, вводится небольшая торжественная часть. Дети поют песни, играют, в конце проводится сюрпризный момент. В средней группе у ребят появляется больше возможностей проявить себя в индивидуальных выступлениях, причем это может быть не только чтение стихотворений, но и показ несложных инсценировок, маленьких танцев, исполнение на музыкальных инструментах и т. п. Дети этих групп во многом самостоятельны, у них уже есть некоторый опыт поведения на праздниках, однако и им необходима помощь взрослого; пляски и игры проводятся по показу, песни они поют вместе с воспитателем.

Для детей старших и подготовительных групп характерна большая активность в исполнительской деятельности. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей – все это привлекает внимание ребят. Они сами замечают детали оформления и т. д. На утренниках дети этих групп во многом действуют самостоятельно, без помощи воспитателя, уверенно проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках. Они свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий своих товарищей.

Вместе с тем всегда в группе есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал, и дальнейшее их развитие требует применение более сложных произведений. Таким детям можно поручать роли посложнее, построенные на исполнении песен, танцев, позволяющие им полнее проявить свои способности.

Музыкальный репертуар, входящий в состав сценариев разучивается на обычных музыкальных занятиях. Подбирая музыкальный материал, следует руководствоваться следующими критериями:

выбор высокохудожественного музыкального материала и его полноценное исполнение (нельзя искажать темы, нюансировку и т. д.);

соблюдение норм звуковой нагрузки при использовании фонограмм, шумовых эффектов;

соответствие музыкальных иллюстраций общему характеру и отдельным моментам утренника

Праздничный репертуар можно использовать как рекомендованный «Программой» так и дополнительный. Важно, чтобы он был художественным и соответствовал программным требованиям. Часто в программы утренника включается выступление детского оркестра. Игра на детских музыкальных инструментах имеет большое воспитательное и образовательное значение, развивает слух, музыкальную память, чувство ритма, воспитывает в детях ответственность, организованность, внимание. Но детский оркестр – не самоцель. Это итог большой работы, и, конечно, игра на музыкальных инструментах включается в программу не каждого утренника. В начале года, когда у детей еще нет навыков игры на инструментах, нет выученного репертуара, сыгранности, оркестр включать в сценарий не следует, т. к. участие в этом выступлении будет сопровождаться для ребят напряженностью, неуверенностью в себе.

Инсценировки, подгрупповые танцы, сольные песни разучиваются индивидуально. Такие занятия не длительны и проводятся во второй половине дня.

Дети любят исполнять стихи на праздничном утреннике. Но удовлетворять всех желающих в один день невозможно. Поэтому нужно назначать выступление ребят, незанятых в других номерах праздничной программы. Программу утренника следует строить так, чтобы дети имели возможность видеть весь праздник, участвовать в общем веселье.

В течение года ответственные, ведущие роли необходимо поручать разным детям, согласуя это с их возможностями и характером. Многократное выступление одних приводит к чрезмерным волнениям, утомляет их нервную систему. У детей же не участвующих в общей радости, пропадает интерес к празднику : они переживают, теряют веру в свои силы и еще больше замыкаются в себе. Для каждого ребенка должна найтись, пусть незначительная, маленькая, но роль в сценарии. Слова ведущего, поздравления, выступления детей другой группы, сюрпризные моменты, ребята должны увидеть и услышать только на празднике. Тогда этот материал вызывает у них интерес, внимание, желание принять участие в празднике.

Для сохранения свежести и яркости восприятия праздника не обязательно проводить с детьми общих репетиций, нужно постараться вообще избегать какой-либо “тренировки” и многократных повторений репертуара.

Немаловажную роль при организации праздничных мероприятий имеет оформление музыкального зала. К украшению музыкального зала детского сада предъявляются следующие требования:

безопасность;

соответствие теме и содержанию сценария, возрастным возможностям детей;

эстетичность, мобильность.

Для оформления используются:

плоскостные модели (рисунки, аппликации т. д.);

объемные декорации (деревья, гирлянды, домики и т. д.);

драпировки из тканей разных цветов и фактуры;

детские работы.

Работа с родителями (законными представителями)

Что делает женщину счастливой? Конечно же, появление ребенка в ее семье. Первый его крик, первые шаги и первые слова – все это надолго откладывается в памяти каждой женщины. И вот настает момент, когда малыш делает первые шаги в «большую» жизнь – идет в детский сад. Этот волнительный момент вместе с ребенком переживают и его родители – как он будет один в новом коллективе? Но проходит некоторое время и малыш начинает привыкать к новым переменам в его жизни. Ему хочется показать, своим родным, чему он научился в детском саду. Поэтому, праздники в детском саду – это и есть те мероприятия, когда ребенок старается порадовать своих родителей своими достижениями и знаниями, которые он получает в детском саду. Важным фактором для личностного развития ребенка является удовлетворение потребности его в эмоциональных положительных контактах с близкими людьми, в первую очередь с родителями.

Взаимодействие педагогов УДО, детей и родителей - это и есть один из современных подходов к проведению праздников. Уметь общаться с родителями, убеждать их, увлекать интересными нововведениями – залог успешной деятельности УДО.

Сам коллектив также должен быть настроен соответственно, придерживаясь правила: ничего не делать "для галочки", ведь любая работа должна приносить чувство удовлетворения и радости. Только благодаря такой позиции коллектива и родителей удается придумывать и внедрять что-то новое в работу с детьми.

Для работы с родителями можно использовать следующие формы и методы:

анкетирование родителей по вопросам музыкального воспитания детей и проведению различных праздников;

общие и групповые родительские собрания;

консультации;

выставки детских работ в музыкальном зале, изготовленных вместе с родителями;

участие родителей в подготовке и проведении праздников;

мастер-классы по изготовлению атрибутов к праздникам;

праздники с участием родителей.

оформление фотомонтажей;

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка можно начать работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировав особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, можно выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, можно провести родительское собрание «Будем знакомы» в нетрадиционной форме. Подобрав соответствующую музыку, нужно постараться создать в музыкальном зале атмосферу добра, уюта и тепла.

После анкетирования и проведения родительского собрания можно организовать творческую группу в каждой возрастной группе.

Так же полезно проводить для родителей консультации как групповые, так и индивидуальные. У каких-то детей выявляются таланты, которые нужно дополнительно развивать, у других детей выявляется наоборот замкнутость, неуверенность в себе. В этом случае родителям предлагаются другие способы решения проблемы.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, новогоднюю игрушку не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Родители вместе с детьми готовят интересные поделки, которые выставляются в музыкальном зале. Их можно посмотреть перед или после праздника. Сравнить, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Каждый праздник организуется совместно с родителями и детьми. Принимаются все предложения и пожелания, после чего разрабатывается план действий. При этом нужно придерживаться главного принципа – соблюдение чувства меры. То есть мероприятие должно органично вписываться в образовательный процесс и, быть интересным и воспитанникам, и взрослым, а составленные сценарии – разнообразны, легко осуществимы. Чтобы дети были радостными и веселыми с самого утра, праздничный день можно начать с яркого представления праздника при входе в группу. Творческой группе родителей можно предложить сделать афишу-объявление. На цветном листе формата А4 размещается название праздника, дата его проведения, краткая информация о празднуемом событии. Оформление зала должно отличаться от оформления группы особой праздностью и торжественностью.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многие атрибуты для праздника изготавливаются руками пап и мам. Для родителей можно устраивать мастер-классы по изготовлению различных бумажных шляп для девочек, цветов из ткани для танцев, различных снежинок, осенних листьев, поролоновых масок, шапочек сказочных героев, декораций и. т. д. Во время таких мастер-классов устанавливаются доверительные отношения между родителями, воспитателем и музыкальным руководителем. Затем родители дома вместе с детьми продолжают работу над этими атрибутами. В последствии дети с большим удовольствием используют их на праздниках.

Положительные эмоции у детей возникают, когда их родители принимают активное участие в самих праздниках. Так же как и их дети играют, танцуют, поют, читают стихи. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей. Такие семейные праздники могут быть самыми различными: «Лучше мамы в мире нет» (ко дню матери, «Осенняя ярмарка», «Колобок в осеннем лесу», «Мама, папа я веселая семья» (8 марта или 23 февраля)и. т. д.

После праздничного мероприятия творческой группе родителей можно предложить сделать фотовыставку праздника в музыкальном зале. Это дает возможность детям вспомнить интересные моменты праздника, а также посмотреть какое мероприятие проходило в других группах.

В результате совместной деятельности выяснилось, что родители стали активными участниками на любых праздниках, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Современный музыкальный репертуар и оборудование

Музыкальные занятия должны носить характер воспитывающего, развивающего обучения, а не служили средством натаскивания детей к утренникам. Важно не выучивать песни к празднику, а научить петь, не готовить пляски, упражнения для выступления, а научить ритмично, выразительно двигаться, согласно характеру музыки.

Встает вопрос: какое количество песен, стихов, танцев необходимо использовать на празднике? Какое соотношение должно быть между ними? По-видимому, жесткий регламент здесь неуместен, так как педагог сам может решить это. Главное, чтобы не было перегрузки для детей.

В план праздника целесообразно вводить не только выученный материал, но и поисковый, когда дети применяют свой накопленный музыкальный опыт в танцевальных, игровых импровизациях. Это придает ему непринужденный характер и освобождает ребят от запоминания большого количества фиксированного материала. Например, дети могут импровизировать танец Снегурочки или снежинок на Новогоднем утреннике, вальс листочков на осеннем празднике и. т. д. Важно только, чтобы педагоги проявили творчество в выборе формы проведения праздника и, в его построении.

К современному музыкальному репертуару можно отнести песни композиторов, которые пишут для детей в настоящее время. Это песни А. Ермолова, Морзовой, Тухманова и др. А также можно использовать песни детских коллективов «Волшебники двора», «Непоседы», «Барбарики», и др. Под эти песни можно поставить яркие, зрелищные танцы с использованием различных атрибутов. Очень красивые получаются танцы с использованием ткани. Это могут быть и узкие отрезки, а может быть и одно большое полотно, заполняющее основную танцевальную часть музыкального зала, на котором могут исполнять танец девочки-«чайки». Для талантливых детей, выдающиеся своими музыкальными способностями музыкальный руководитель может подобрать современную детскую песню. Разучив ее с ребёнком, воспитанник может исполнить ее на празднике под минусовую фонограмму.

Знакомство с новой песней, либо с новым музыкальным произведением, предназначенным для слушания можно сопроводить подбором фотографий на ноутбуке в режиме слайд шоу, либо сделать это в виде презентации. Например, дети знакомятся с новой осенней песней, рассматривая при этом правильно подобранные тематические фотографии. Когда песня разучивается на занятии, этот метод не нужно использовать, чтобы дети не отвлекались. Зато во время праздника, чтобы придать красочность любой песни, подготовленные фотографии можно показать всем гостям на мультимедийной установке. Для выпускного праздника можно подготовить фильм о детях, используя фотоматериалы с праздников, когда воспитанники ходили в младшие группы и какие они стали сейчас.

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Цифры для украшения юбилеев, праздников и утренниковЦифры для украшения юбилеев, праздников и утренников Совсем недавно у нас в учреждении был юбилей. Детскому саду исполнилось, не много, не мало - 50 лет. Красивая и интересная дата. Некоторые.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельностиСовременные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Современные подходы к проведению утренников и праздников в учреждении дошкольного образования»
Опубликовано: 14 декабря 2021 в 14:19
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Современные подходы к проведению утренников и праздников в учреждении дошкольного образования»» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Козик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД