Светлана Лаврентьева
Консультация с педагогами «Использование виртуальных экскурсий как новой формы работы со старшими дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация с педагогами на тему «Использование виртуальных экскурсий, как новой формы работы с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении со столицей РФ городом Москва»
Цель: представить материал по использованию виртуальных экскурсий в работе с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении со столицей РФ городом Москва.
Публикация «Консультация с педагогами „Использование виртуальных экскурсий как новой формы работы со старшими дошкольниками“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию.
В работе со старшими дошкольниками особое место занимает тема «Москва». Необходимо заложить в понимании детей, что Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей, используя при этом когнитивный компонент воспитания.
В современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм подачи материала. Лидирующее положение занимают формы работы по обучению и воспитанию детей, основанные на использовании современных компьютерных технологий.
Один из вариантов работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению со столицей РФ городом Москва, который используется как наиболее эффективная форма обучения - это виртуальная экскурсия.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.
Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с воспитанниками.
Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ребята не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.
Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой воспитатель совместно с группой обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления детей; намечает творческие задания для них: нарисовать увиденное, подготовить рассказ, составить альбомы.
Несмотря на кажущуюся простоту проведения виртуальных экскурсий на занятии, воспитатель может столкнуться с рядом проблем. Первая и главная проблема — это отсутствие подключения детского сада к сети Интернет. В данном случае на помощь педагогу могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные им самим. Такие мультимедийные экскурсии также относятся к разряду виртуальных, но для их организации нет необходимости подключения к сети Интернет. Достаточно иметь в компьютер и мультимедийный проектор.
Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты почетных горожан, фотографии с объектами и достопримечательностями города.
Данные экскурсии используют в различных видах деятельности дошкольников : игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкальной, изобразительной, двигательной, при восприятии художественной литературы и фольклора.
В игровой деятельности, отправляясь в путешествие по Москве-реке, педагог показывает детям фотоизображения Останкинской телебашни, ведь на сегодняшний день это здание является одним из самых высоких в Европе. Во время путешествия дошкольники делают остановки и знакомятся с цирком Никулина, Большим театром, памятниками архитектуры, совершают прогулки по ВДНХ-ВВЦ.
В познавательной деятельности будет интересно познакомиться с Московским зоопарком, так как существует виртуальный тур для его посещения. На каждой панораме можно увидеть инфозначки, нажатие на которые дает возможность просмотреть фото и видео материалы, прослушать аудиозаписи голосов героев сюжета или прочитать информацию о самом зоопарке.
Видеосюжет про музей занимательных наук «Экспериментаниум», где наглядно рассказывается о механике, электричестве, магнетизме, акустике, демонстрируются оптические иллюзии, головоломки и многое другое, вызовет у детей познавательный интерес.
Используя в работе фото и видео сюжеты Московского планетария, педагог даёт детям возможность почувствовать себя астрономом в интерактивном парке. Дошкольники смогут виртуально посетить выставочные залы с экспозициями метеоритов, глобусов, макета Солнечной системы, увидеть астрономические приборы (классические, древнейшие и телескопические, солнечные часы, и другие экспонаты, некогда имевшие практическую значимость.
При закреплении представлений о видах транспорта, можно виртуально познакомить дошкольников с московским метрополитеном, который также является памятником архитектуры столицы РФ. Для Москвы - это незаменимый вид транспорта, он связывает центр города и различные районы столицы, ежедневно в метро ездят около 8 миллионов пассажиров. Также дошкольникам будет интересно узнать про аэропорты столицы и транспорт, который там работает.
В изобразительной деятельности с помощью красочных снимков, дети могут полюбоваться вечерним городом, «пройтись» по улицам и нарисовать, используя нетрадиционную технику вечернюю Москву.
Виртуальное посещение Третьяковской галереи даст положительный эффект при знакомстве дошкольников с портретной живописью и пейзажем.
При восприятии художественной литературы, показывая панорамные изображения Московского Кремля и его самые известные башни, педагог может прочитать отрывок из книги Е. Осетрова «Твой Кремль», где на доступном языке описывается предназначение башен.
Благодаря фотографиям пейзажей, звуковому сопровождению предоставляется возможность «развернуть» созданную воображаемую ситуацию и поддерживать её на протяжении всего педагогического мероприятия.
В двигательной деятельности при проведении физкультурного досуга на тему «Олимпиада» воспитатель вместе с детьми виртуально попадает в самый большой стадион Москвы Лужники, знакомит дошкольников с его спортивными сооружениями.
В совместной деятельности с детьми проводятся познавательные беседы «Москва – столица России» с показом слайдов столицы, прослушивание песен о Москве, чтение стихов, знакомство с правительством Москвы.
Виртуальные экскурсии по Москве можно использовать и на занятии по ФЭМП при ознакомлении дошкольников с часами. Педагог показывает слайды с изображением Спасской башни Кремля, на которой находятся куранты., сообщает детям, что это самые большие и самые точные часы, по ним сверяют время все россияне, и включает аудиозапись боя курантов.
В музыкальной деятельности при проведении праздника, посвящённому дню победы с помощью проектора на большом экране дошкольники могут увидеть, как проходит парад на Красной площади в такой знаменательный день, всю красоту и мощь нашей Российской Армии.
Однако для того, чтобы такая форма работы с дошкольниками давала только положительный эффект необходимо соблюдать регламент работы с мультимедийным пособием в соответствии с СанПиН.
Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 - 69 см. Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста. Непрерывная длительность просмотра в старшей и подготовительной группах - не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже.
Таким образом, использование виртуальной экскурсии помогает детям получать представления о Москве, проявлять заинтересованность, любознательность, активно участвовать в процессе обучения, учиться устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости, соблюдать правила поведения, сопереживать. А значит, систематическое использование виртуальных экскурсий в ДОО в сочетании с традиционными формами, позволяет сделать процесс знакомства воспитанников со столицей РФ городом Москва наиболее эффективным и качественным.