Федорук Марина
Консультация «Роль воспитателя в подготовке и проведении детского праздника»
▼ Скачать +Заказ
Подготовка и проведение детского утренника – дело сложное как для
музыкального руководителя, так и для воспитателей и других специалистов
участвующих в педагогическом процессе. Признаемся, что некоторые воспитатели
игнорируют своё участие в музыкальных занятиях, считают праздник, развлечение,
тематический досуг дополнительной нагрузкой к своей «основной» работе, не
проявляют интереса к теме предстоящего мероприятия, к материалу, который на нём
используется, стараются свести к минимуму своё участие. Воспитатель должен
Публикация «Консультация „Роль воспитателя в подготовке и проведении детского праздника“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Праздники. Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
готовиться к утреннику точно так же, как и дети – только тогда он сможет
прочувствовать изнутри те сложности, с которыми они сталкиваются на празднике.
Слышать музыку и сочетать с ней ритмические движения в танцах, интонировать при
пении, играть на музыкальных инструментах, как занять стул, когда выйти на номер,
куда и с кем встать, что взять и куда положить, что делать когда выступают другие
дети, уронил атрибут, забыл движение, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и т.
д. Воспитатель должен не только знать все сложности каждого ребёнка, но и обязан,
решать на празднике свои «взрослые» задачи.
ЗАДАЧИ воспитателя при проведении праздника, развлечении, тематического
досуга.
Музыкально-исполнительские: знать проблемные для детей места в песнях
(подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение, танцах
(перестроения, оркестр (неточный ритм у некоторых детей, распределение
инструментов).
Организационные:
1. Уметь организовывать выход детей на номер, посадку, перестроения,
2. Проведение игр, хороводов,
3. Вынос-раздачу-уборку атрибутов,
4. Уметь выбрать собственную правильную позицию на «сцене» при проведении
каждого номера,
5. Распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.
Эмоционально-речевые:
1. Создать воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу праздника – этому
способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями,
выделением смысловых акцентов,
2. Указания детям даются с использованием повелительной формы глаголов
(«встаньте», «пройдите», «сядьте» вместо бытующих «встали», «прошли», «сели»)
– это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают
указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.
Надо признать, что проведение праздника – стресс, как для ребенка, так и для
взрослого, особенно для того, кто на предшествующих музыкальных занятиях перед
праздником был пассивен и не обладает навыками выступлений перед зрителем.
Коммуникативные задачи на празднике многоступенчатые и решение их очень
важны.
1. Общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем,
персонажами, родителями,
2. Общение взрослого с ребёнком (видеть проблемы каждого ребёнка, вовремя
оказать помощь, организация общения и взаимодействия детей друг с другом и со
взрослыми,
3. Доброжелательное отношение ко всем, высказывание только положительных
оценок.
Методика подготовки воспитателя к проведению и участию в празднике
включает три этапа.
Первый – «воспитатель как ребенок». Музыкальный руководитель учит, а
воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения и
перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра. ЦЕЛЬ – понять изнутри
музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя, оказать им
помощь на празднике.
Второй – «воспитатель как ведущий». Воспитатель знает весь репертуар,
распределяет детей по подгруппам, руководит построениями-перестроениями, т. е.
готовит себя и детей к проведению праздника. ЦЕЛЬ – понять и решать
организационно-сценические и коммуникативные задачи при проведении праздника.
Третий – «воспитатель как актёр». Воспитатель осваивает без детей методику
проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами.
ЦЕЛЬ – работа над решением собственных сценических, речевых и организационных
проблем. На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою роль, особенно
стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции
необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать,
кто и где будет стоять. Как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале.
В идеале праздник должен быть итогом взаимодействия всех специалистов
работающих с детьми данной группы. Если на всех этапах воспитатель и другие
специалисты проявят внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий,
перспективу возможных проблем и пути их решения, и тогда утренник пройдет без
проблем, стресса для детей, воспитателей и конечно же, для музыкального
руководителя.