Елена Стешенко
Роль воспитателя при подготовке детей к православным праздникам
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка и проведение детского праздника – дело сложное как для музыкальных руководителей так и для воспитателей.
Воспитатель должен готовиться к празднику точно так же, как и дети – только тогда он сможет прочувствовать изнутри те сложности, с которыми они сталкиваются на празднике. А этих сложностей много.
Публикация «Роль воспитателя при подготовке детей к православным праздникам» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Прежде всего для подготовки музыкального мероприятия, особенно православного, воспитатель организует развивающую среду в группе, проводит предшествующую работу, нацеливает родителей на сотрудничество. Например, в нашей группе организован мини музей «Русь православная»
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь созерцатель, а здесь он- соавтор. Причем не только он сам, но и его папа и мама, дедушка и бабушка. Наш мини-музей-результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Экспонаты музея : Собор вязанный, ансамбль Кижи,икона Божьей Матери Владимирская, икона Божьей Матери Казанская, рушник, Детская библия, Валдайские колокольца, журнал Евангелие от Марка, Мир вашему дому, коллекция фото соборов России, открытки к православным праздникам, статуэтки ангелов, подсвечник, свечи церковные, яйцо деревянное пасхальное с ликом Божьей Матери, яйцо -шкатулка с ликом Божьей Матери, CD, DVD диски по теме.
Воспитатель собирает исторические сведения о традициях, обычаях, о быте, особенностях одежды, о православных праздниках и доносит информацию детям, учитывая индивидуальные и возрастные особенности. Знакомит с литературой, совместно с детьми рассматривает и обсуждает художественные произведения на православную тему (детская библия, иконы, журналы) .
Воспитатель проводит просветительскую работу с родителями: анкетирование, консультации, индивидуальные беседы, создание буклетов, участие в организации мероприятий, экскурсий, выставок, подготовка костюмов и необходимого оборудования.
Итогом работы воспитателя является выступление детей на открытых занятиях, утренниках, где ребята проявляют себя в различных видах искусства: в музыке, в художественном слове, драматизации, в изобразительном искусстве.
Утренник – не только долгожданный праздник, но и стресс для детей. Особенно это касается детей, которые долго не посещали детский сад и пришли сразу на праздник : им свойственны растерянность, непонимание происходящего и того, что им надо делать. Оставлять таких детей без доброго и внимательного взрослого помощника и наставника недопустимо!
Воспитатель должен не только знать все сложности каждого ребенка, но и обязан решать на утреннике еще и свои, «взрослые» задачи.
Задачи воспитателя при проведении утренника.
– Музыкально-исполнительские: знать проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение, танцах (перестроения, оркестре (неточный ритм у некоторых детей, распределение инструментов); использовать возможность продемонстрировать собственные музыкальные способности (спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре).
– Организационные: уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь выбрать собственную правильную позицию на «сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.
– Эмоционально-речевые: создать воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника – этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с использованием повелительной формы глаголов («встаньте», «пройдите», сядьте» вместо бытующих «встали», «прошли», «сели») – это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.
– Коммуникативные: общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребенком – умение видеть проблемы каждого ребенка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребенку, высказывание только положительных оценок.
Если воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда праздник пройдет без стресса как для детей, так и для воспитателей и, конечно же, для музыкального руководителя.