Ирина Малкова
Роль старшего воспитателя в организации работы по приобщению детей к чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы стоим перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней : ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте
Публикация «Роль старшего воспитателя в организации работы по приобщению детей к чтению» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Содержание направления развития детей "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира; приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия эстетического вкуса.
Поэтому задача дошкольного учреждения, создать условия для развития у детей интереса к чтению. Для того, чтобы работа в детском саду по развитию интереса к чтению была организована правильно, старшим воспитателем в годовом плане ДОУ, отводится место мероприятиям с педагогами, детьми и родителями по организации работы по направлению «Ознакомление с художественной литературой»
Работа с педагогами
1. Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам организации работы с книгами и литературными произведениями;
2. Разработка методических материалов
3. Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей
Работа с детьми
1. Приобщение детей дошкольного возраста к высокохудожественной литературе, приобретение запаса литературных художественных впечатлений, опыта слушателя.
2. Воспитание ценностного отношения к книге как к произведению искусства.
3. Углубление индивидуальных литературных предпочтений детей, эстетического вкуса; формирование личностной позиции дошкольников.
4. Развитие познавательной, творческой и эмоциональной активности в процессе приобщения дошкольников к литературе.
5. Расширение кругозора детей, обогащение и активизация словарного запаса : обложка, переплет, иллюстрация, типография и т. д.
6. Развитие элементарных дизайнерских и творческих способностей детей путем привлечения их к оформлению книжных уголков, выставок.
7. Воспитание у детей навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
Все эти задачи решаются через различные формы работы :
1. Оформление уголков чтения в группах.
2. Создание «Книжной больницы».
3. Выставка детских рисунков и поделок.
4. Создание книжек – самоделок.
5. Проведение проектов с детьми.
6. Ознакомление с биографией и творчеством писателей.
7. Тематические выставки книг.
8. Проведение литературных вечеров.
9. Проведение занятия «Как книга пришла к детям», «Из прошлого книги».
10. Проведение тематических недель «Сказочная неделя».
11. Обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению в семье.
12. Посещения с детьми библиотек.
Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленная библиотечная зона группы, книжный уголок привлекает интерес и внимание детей. Книжные уголки имеют следующее содержание: наличие специально оборудованного места; разнообразие литературы по жанру; наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - малышки); в старшем дошкольном возрасте выделяется полочки "Полочки умных книг", "Читаем сами".
Педагоги проводят занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой во всех направлениях деятельности детей. Так на занятиях по физкультуре, педагог и дети использует считалки, стишки. На занятиях по рисованию дети знакомятся с репродукциями художников иллюстраторов. Также проводятся и самостоятельные занятия по ознакомлению с художественной литературой разного вида.
*Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, взятым из их детской жизни);
*Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, (особенностей текста, рифм);
*Творческие (занятия с театральными инсценировками);
*Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать).
Содержание работы с детьми при организации каждого вида занятия усложняется от возраста к возрасту. Так, в группах среднего возраста больше проводится тематических занятий. В группах старшего возраста преобладают аналитические занятия, которые позволяют ребенку понять суть текста, его содержательные и художественные особенности.
Одним из методов образовательной работы с детьми, в процессе ознакомления с художественной литературой, является метод моделирования. При ознакомлении детей со сказками, рассказами, стихами воспитатель уже с младшего возраста вместе с детьми их моделирует, что позволяет повысить интерес к произведению, понять его содержание, последовательность событий в сказках. Так, при знакомстве детей с русскими народными сказками, используется модель "Волшебные кружочки". Каждому ребенку выдается листок с нарисованными кружками по количеству персонажей сказки. Предлагает их рассмотреть и поиграть в волшебников, превратив кружки в героев сказки. Воспитатель, напоминает содержание сказки и его героев, обсуждая с детьми их образы. Например, первый кружок превратим в репку. Репка какая? Большая желтая, круглая. У репки сверху листики. Нарисуйте их карандашом. Пришел дед репку тащить. Дед какой? Старый, усатый. Нарисуйте во втором кружке усы. Это будет дед. Позвал дед бабку. Бабка какая? Старенькая, в платочке. Нарисуем в третьем кружке платочек, это будет бабка. Когда модель готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей, отмечая их особенности, показывая каждый кружок. В последующей работе данные модели используются для рассказывания сказки детьми в совместной деятельности, а также в самостоятельной деятельности. Эти модели дети забирают домой, и рассказывают с помощью них сказку родителям. Также, для моделирования сказки, используем геометрические фигуры. Детям предлагается к каждому персонажу подобрать соответствующую геометрическую фигуру.
Одной из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. Приведем пример сотрудничества педагогов, детей и родителей по проекту "Откуда пришла книга». Осуществляя работу по подготовке к реализации проекта, педагоги обсуждают с детьми о том, что они хотят узнать в ходе данного проекта. Так, были определены цель и задачи - узнать, как создается книга, люди каких профессий помогают ей появиться на книжных полках.
Так, для детей, силами родителей и педагога, была подготовлена познавательная презентация на тему "От гусиного пера до современной авторучки", где дети познакомились с историей первых книг. Полученные детьми знания о том, как появляется книга, были оформлены в коллективный коллаж "Как создается книга?"
Определенная роль отводится сотрудничеству с работниками библиотеки.
Одной из тем, была "Где живут книги", на которую была приглашена библиотекарь городской детской библиотеки, с которой детский сад взаимодействует уже на протяжении многих лет. Она рассказала детям о своей профессии и пригласила детей посетить в библиотеку. На экскурсии, работники библиотеки, в игровой форме знакомили детей старшего дошкольного возраста с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгами.
Для обогащения книжных уголков была проведена акция "Пришли мне чтения доброго", в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку групп детского сада.
В рамках реализации проекта в образовательном учреждении был проведен смотр - конкурс "Книги своими руками", где дети совместно с родителями изготовляли книги, проявляя при этом творчество и фантазию. В процессе создания книг дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями. При этом дети вместе с родителями выступали в роли авторов и иллюстраторов детских книг.
Работа над проектом показала, что активная позиция дошкольного учреждения в плане построения образовательного процесса влияет на педагогов, детей и родителей.
Работа с родителями (законными представителями)
Большую роль в работе по приобщению детей чтению отводим работе с семьей.
Задачи в работе с родителями :
*Трансляция педагогического опыта родителям, внедрение разнообразных методов работы с книгой в практику семейного воспитания.
*Привлечение родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду.
*Повышение родительской компетентности в процессе детского чтения.
*Поддержка и стимулирование творческой самореализации семьи по приобщению детей к чтению.
Для того, чтобы привлечь родителей к данной теме используем такие формы работы, как анкетирование, беседы, родительские собрания, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, оказывается консультативная помощь. Мы стараемся активно вовлекать родителей в жизнь детского сада. Они постоянные участники всех наших мероприятий. Еженедельно мы знакомим детей с малыми фольклорными формами. В эти дни дети погружаются в атмосферу русского быта, устного народного творчества, игр и забав. Посезонно проводим посиделки, в которых принимают активное участие родители, они вместе с детьми узнают много нового о народных играх, разучивают считалочки, загадки, пословицы, узнают новое о народных праздниках («Масленица», «Рождество», и др).
Таким образом, из выше сказанного мы можем сделать вывод, что работа старшего воспитателя по приобщению детей к чтению книг и знакомству с художественной литературой состоит, в правильном планирование и реализации поставленных задач через работу с педагогами ДОУ, детьми и родителями.