Папки-передвижки

Роль старшего воспитателя в организации работы по приобщению детей к чтению

Ирина Малкова
Роль старшего воспитателя в организации работы по приобщению детей к чтению
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня мы стоим перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней : ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте

Публикация «Роль старшего воспитателя в организации работы по приобщению детей к чтению» размещена в разделах

Содержание направления развития детей "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира; приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия эстетического вкуса.

Поэтому задача дошкольного учреждения, создать условия для развития у детей интереса к чтению. Для того, чтобы работа в детском саду по развитию интереса к чтению была организована правильно, старшим воспитателем в годовом плане ДОУ, отводится место мероприятиям с педагогами, детьми и родителями по организации работы по направлению «Ознакомление с художественной литературой»

Работа с педагогами

1. Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам организации работы с книгами и литературными произведениями;

2. Разработка методических материалов

3. Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей

Работа с детьми

1. Приобщение детей дошкольного возраста к высокохудожественной литературе, приобретение запаса литературных художественных впечатлений, опыта слушателя.

2. Воспитание ценностного отношения к книге как к произведению искусства.

3. Углубление индивидуальных литературных предпочтений детей, эстетического вкуса; формирование личностной позиции дошкольников.

4. Развитие познавательной, творческой и эмоциональной активности в процессе приобщения дошкольников к литературе.

5. Расширение кругозора детей, обогащение и активизация словарного запаса : обложка, переплет, иллюстрация, типография и т. д.

6. Развитие элементарных дизайнерских и творческих способностей детей путем привлечения их к оформлению книжных уголков, выставок.

7. Воспитание у детей навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.

Все эти задачи решаются через различные формы работы :

1. Оформление уголков чтения в группах.

2. Создание «Книжной больницы».

3. Выставка детских рисунков и поделок.

4. Создание книжек – самоделок.

5. Проведение проектов с детьми.

6. Ознакомление с биографией и творчеством писателей.

7. Тематические выставки книг.

8. Проведение литературных вечеров.

9. Проведение занятия «Как книга пришла к детям», «Из прошлого книги».

10. Проведение тематических недель «Сказочная неделя».

11. Обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению в семье.

12. Посещения с детьми библиотек.

Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленная библиотечная зона группы, книжный уголок привлекает интерес и внимание детей. Книжные уголки имеют следующее содержание: наличие специально оборудованного места; разнообразие литературы по жанру; наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - малышки); в старшем дошкольном возрасте выделяется полочки "Полочки умных книг", "Читаем сами".

Педагоги проводят занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой во всех направлениях деятельности детей. Так на занятиях по физкультуре, педагог и дети использует считалки, стишки. На занятиях по рисованию дети знакомятся с репродукциями художников иллюстраторов. Также проводятся и самостоятельные занятия по ознакомлению с художественной литературой разного вида.

*Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, взятым из их детской жизни);

*Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, (особенностей текста, рифм);

*Творческие (занятия с театральными инсценировками);

*Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать).

Содержание работы с детьми при организации каждого вида занятия усложняется от возраста к возрасту. Так, в группах среднего возраста больше проводится тематических занятий. В группах старшего возраста преобладают аналитические занятия, которые позволяют ребенку понять суть текста, его содержательные и художественные особенности.

Одним из методов образовательной работы с детьми, в процессе ознакомления с художественной литературой, является метод моделирования. При ознакомлении детей со сказками, рассказами, стихами воспитатель уже с младшего возраста вместе с детьми их моделирует, что позволяет повысить интерес к произведению, понять его содержание, последовательность событий в сказках. Так, при знакомстве детей с русскими народными сказками, используется модель "Волшебные кружочки". Каждому ребенку выдается листок с нарисованными кружками по количеству персонажей сказки. Предлагает их рассмотреть и поиграть в волшебников, превратив кружки в героев сказки. Воспитатель, напоминает содержание сказки и его героев, обсуждая с детьми их образы. Например, первый кружок превратим в репку. Репка какая? Большая желтая, круглая. У репки сверху листики. Нарисуйте их карандашом. Пришел дед репку тащить. Дед какой? Старый, усатый. Нарисуйте во втором кружке усы. Это будет дед. Позвал дед бабку. Бабка какая? Старенькая, в платочке. Нарисуем в третьем кружке платочек, это будет бабка. Когда модель готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей, отмечая их особенности, показывая каждый кружок. В последующей работе данные модели используются для рассказывания сказки детьми в совместной деятельности, а также в самостоятельной деятельности. Эти модели дети забирают домой, и рассказывают с помощью них сказку родителям. Также, для моделирования сказки, используем геометрические фигуры. Детям предлагается к каждому персонажу подобрать соответствующую геометрическую фигуру.

Одной из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. Приведем пример сотрудничества педагогов, детей и родителей по проекту "Откуда пришла книга». Осуществляя работу по подготовке к реализации проекта, педагоги обсуждают с детьми о том, что они хотят узнать в ходе данного проекта. Так, были определены цель и задачи - узнать, как создается книга, люди каких профессий помогают ей появиться на книжных полках.

Так, для детей, силами родителей и педагога, была подготовлена познавательная презентация на тему "От гусиного пера до современной авторучки", где дети познакомились с историей первых книг. Полученные детьми знания о том, как появляется книга, были оформлены в коллективный коллаж "Как создается книга?"

Определенная роль отводится сотрудничеству с работниками библиотеки.

Одной из тем, была "Где живут книги", на которую была приглашена библиотекарь городской детской библиотеки, с которой детский сад взаимодействует уже на протяжении многих лет. Она рассказала детям о своей профессии и пригласила детей посетить в библиотеку. На экскурсии, работники библиотеки, в игровой форме знакомили детей старшего дошкольного возраста с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгами.

Для обогащения книжных уголков была проведена акция "Пришли мне чтения доброго", в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку групп детского сада.

В рамках реализации проекта в образовательном учреждении был проведен смотр - конкурс "Книги своими руками", где дети совместно с родителями изготовляли книги, проявляя при этом творчество и фантазию. В процессе создания книг дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями. При этом дети вместе с родителями выступали в роли авторов и иллюстраторов детских книг.

Работа над проектом показала, что активная позиция дошкольного учреждения в плане построения образовательного процесса влияет на педагогов, детей и родителей.

Работа с родителями (законными представителями)

Большую роль в работе по приобщению детей чтению отводим работе с семьей.

Задачи в работе с родителями :

*Трансляция педагогического опыта родителям, внедрение разнообразных методов работы с книгой в практику семейного воспитания.

*Привлечение родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду.

*Повышение родительской компетентности в процессе детского чтения.

*Поддержка и стимулирование творческой самореализации семьи по приобщению детей к чтению.

Для того, чтобы привлечь родителей к данной теме используем такие формы работы, как анкетирование, беседы, родительские собрания, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, оказывается консультативная помощь. Мы стараемся активно вовлекать родителей в жизнь детского сада. Они постоянные участники всех наших мероприятий. Еженедельно мы знакомим детей с малыми фольклорными формами. В эти дни дети погружаются в атмосферу русского быта, устного народного творчества, игр и забав. Посезонно проводим посиделки, в которых принимают активное участие родители, они вместе с детьми узнают много нового о народных играх, разучивают считалочки, загадки, пословицы, узнают новое о народных праздниках («Масленица», «Рождество», и др).

Таким образом, из выше сказанного мы можем сделать вывод, что работа старшего воспитателя по приобщению детей к чтению книг и знакомству с художественной литературой состоит, в правильном планирование и реализации поставленных задач через работу с педагогами ДОУ, детьми и родителями.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Из опыта работы старшего воспитателя. Положение о проведении конкурса «На волне Зимней Олимпиады» ПОЛОЖЕНИЕ О проведении конкурса «На волне Зимней Олимпиады» Цель: способствовать развитию и популяризации Олимпийского движения среди.

Консультация «Роль родителей в приобщении детей к чтению» Роль родителей к приобщению к чтению детей Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и.

Консультация «Организация работы воспитателя по приобщению детей к социальной действительности» Работа воспитателя по приобщению детей к социальной действительности способствует отражению в сознании детей того, что: 1. окружающий мир.

Консультация «Возможности использования ИКТ в организации работы по речевому развитию детей» Приоритетной задачей национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя.

Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественному слову «Мои любимые сказки» Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественному слову"Мои любимые сказки"Авторы пректа: Минаева.

Подготовка воспитателя к выразительному чтению Выразительность речи играет большую роль в понимании смысла содержания. Выразительное чтение отличается от обычного тем, что голос чтеца.

Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики. Идеи психолого - педагогического.

Роль воспитателя в преодолении агрессивного поведения детейРоль воспитателя в преодолении агрессивного поведения детей В рамках проводимого в нашем детском саду педсовета по преодолению агрессивного поведения детей в группе "Самоцветики" совместно с родителями.

Роль воспитателя в социально-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Социально-нравственное воспитание - как никогда очень важный аспект воспитания маленького человечка. Процесс этот, общеизвестно, очень длительный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль старшего воспитателя в организации работы по приобщению детей к чтению
Опубликовано: 21 июля 2015 в 11:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль старшего воспитателя в организации работы по приобщению детей к чтению» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Малкова (УИ 355887) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД