Виктор Долматов
Роль мастера производственного обучения вождению в подготовке квалифицированных водителей
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках Федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения и качества подготовки водителей транспортных средств требуется учебно-материальная база с техническими средствами контроля, компьютерного класса для обучения, автоматизированного автодрома.
Применение передового опыта с использованием инновационных технологий и системного подхода к процессу обучения.
Публикация «Роль мастера производственного обучения вождению в подготовке квалифицированных водителей» размещена в разделах
Качество подготовки и допуска водителей к управлению автомобилем является одним из звеньев в цепи задач, которые необходимо решить для повышения безопасности дорожного движения. В решении этой задачи имеется одна проблема: подготовка мастеров производственного обучения, которые должны быть педагогами, уметь донести и объяснить темы занятий так, чтобы обучающийся мог усвоить данный материал. Мастер должен научить обучаемого анализировать собственные действия и развивать способность в дальнейшем самостоятельно исправлять допущенные ошибки и нарушения техники безопасности. Одним из основных элементов подготовки водителей является практическое обучение вождению автомобиля, где главным действующим лицом, ответственным за передачу знаний и навыков профессионального мастерства, является мастер производственного обучения. От него в значительной степени зависит осуществление межпредметных связей в реальных условиях дороги, применение видов средств и методов работы. Необходимо также увязывать теоретические знания ПДД с практическим применением их в реальных условиях обучаемым. Научить прогнозировать развитие сложных дорожных ситуаций и выбирать правильные и безопасные приемы вождения в соответствии с условиями и характером движения. Развивать логику мышления обучаемого и соблюдения необходимого алгоритма действий в различных нестандартных ситуациях, возникающих в процессе обучения. Подготовка квалифицированных кадров в значительной степени зависит от подготовки к проведению занятий самих преподавателей и мастеров производственного обучения. Тщательно спланированное и проведенное занятие по практическому вождению, где детально продуман и подробно изложен весь процесс обучения, с настойчивостью донесенный до сознания каждого обучаемого, является необходимым условием подготовки профессиональных кадров. Поэтому методическая разработка занятия должна включать в себя:
1. Подробное изложение процесса обучения.
2. Постановку реально выполняемых целей и задач для данного упражнения.
3. Технику безопасности перед началом занятия и в процессе выполнения упражнения.
4. Проверку усвоения пройденного материала.
5. Критерии контроля и оценки действий.
6. Домашнее задание с учетом темы упражнений и допущенных ошибок при их выполнении.
Мастеру производственного обучения вождению автомобиля необходимо каждое практическое действие сопровождать комментариями, увязывать их с уже освоенными навыками и умениями, обеспечить соблюдение логической последовательности и отдельных действий, с учетом дорожных и климатических условий, состояние дорожного полотна и интенсивности движения.
Считаем, что мастеру необходимо своевременно анализировать происходящие изменения в ПДД и методике обучения с тем, чтобы корректировать процесс обучения с учетом этих изменений. Необходимо создавать новые формы и методы обучения и постоянно совершенствовать их с учетом изменений научно-технического прогресса, требований общества, перспективу их развития.
Одним из основных современных требований к подготовке водителей сегодня является повышение культуры вождения, формирование стереотипов законопослушного водителя. Для улучшения качества подготовки водителей в своей работе используем такие виды, как рассмотрение наиболее часто совершаемых видов нарушений. Такими нарушениями являются:
1. Превышение скорости движения.
2. Выезд на полосу встречного движения.
3. Несоблюдение очередности проезда перекрестков.
4. Нарушение правил дорожного движения при перестроении, на подъемах и спусках.
5. Нарушение правил проезда пешеходных переходов.
6. Нарушение правил проезда железнодорожных переездов.
На занятиях часто моделируем проблемные ситуации на дорогах с учетом таких нарушений и предлагаем обучаемым самим найти выход из них. Например: приближаясь к перекрестку неравнозначных дорог по второстепенной дороге, предлагаю обучаемому изложить план действий с учетом изменения направления движения других участников дорожного движения. Прогнозируя развитие дорожной ситуации, обучаемый постепенно сам приходит к правильному решению, учиться быть терпимым к пешеходам и с уважением относиться к другим участникам движения. Таким образом, считаем, что передавая обучаемым технические знания и опыт вождения автомобиля, необходимо воспитывать у обучаемых чувство собственного достоинства, соблюдения взаимной вежливости и терпимости к другим участникам дорожного движения.
Следовательно, только выполнение этих целей и задач на должном уровне будет способствовать подготовке квалификационных кадров, успешной реализации программ производственного обучения.
Мастера производственного обучения МБУ ДО «ЦТТ и ПО» Долматов В. П.
Капустин В. Н.
Травкин О. Н.