Дарья Каткова
Консультация «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста
Каткова Д. В воспитатель МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида» г Саранск.
Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Фольклор – благодатный источник нравственного воспитания детей. Он открывает и объясняет ребёнку суть природы, мир человеческих взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции. Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью народного творчества, важно, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами и было включено во все возможные виды деятельности ребёнка в детском саду.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Фольклор. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Фольклор способствует развитию образного мышления, играет большую роль в обогащении словарного запаса детей и развития речи в целом. При знакомстве с фольклором у детей происходит формирование нравственно-патриотических чувств, особенно важных в становлении личности ребёнка. Нравственно-патриотическое воспитание способствует формированию самосознания ребёнка, ощущению его принадлежности к Родине – России. Знакомясь с русской культурой, народными традициями, обычаями, языком, ребёнок идентифицирует себя как русского человека, в нем формируется чувство гордости за свою страну, её историю.
Знакомство с фольклором вызывает живой интерес у детей, приносит им чувство радости, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, тревоги, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.
Народные песенки, потешки, колыбельные песни созданы на материале, который хорошо известен детям с первых дней жизни, близок к их мировосприятию. Огромный воспитательный потенциал заложен в русских народных сказках, обрядах, хороводах, танцах.
На протяжении нескольких лет работы воспитателем я постоянно использую в работе с детьми различные фольклорные жанры. Считаю это не только необходимой, но и очень интересной частью работы. Имея опыт работы с детьми разного возраста, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи, могу отметить, что детям очень интересен и близок материал, заложенный в русском народном творчестве. Начинаю работу с малых фольклорных форм, инсценируя их с использованием разных видов театра.
Также с помощью фольклора можно решать различные образовательные задачи, например, обсуждать тему пожарной безопасности, инсценируя потешку «Кошкин дом».
Дети охотно и задорно играли в русские народные игры на прогулках и в свободной деятельности в группе. Возникали новые и интересные формы работы с детьми и их родителями, например, фольклорный праздник, приуроченный к Дню Матери «Посиделки с мамами»; спектакль с использованием фольклорных игр, песен и хороводов по русской народной сказке «Гуси-лебеди».
В ближайшее время планирую познакомить детей с тряпичной куклой или куклой-самокруткой. Это старинная кукла, которую испокон века мамы на Руси делали для своих малышей, просто скручивая ткань. Видов этих кукол много, и у каждой своё предназначение. Наблюдая за игрушками-монстрами (хаги-ваги, киси-миси, которыми играют современные дети, хочется отметить, что они не несут в себе никакого положительного воспитательного потенциала и отрицательно влияют на психику детей. В связи с этим очень хочется привлечь внимание детей и их родителей к русским национальным игрушкам, попытаться раскрыть их воспитательный потенциал и благоприятное влияние на психоэмоциональное состояние детей. Совместное с родителями изготовление куклы-самокрутки и последующее её обыгрывание окажет положительное воздействие на взаимоотношения родителей и детей.
Таким образом, систематическое применение различных жанров народного творчества родителями и воспитателем обязательно окажет огромное влияние на гармоничное развитие личности ребёнка.
Список использованной литературы:
1. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание, 2002 №№ 5,6.
2. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание, 2007, № 3.
3. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание, 2000, № 7.
4. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. М. : Просвещение, 2002.