Бирюкова Екатерина Николаевна
Консультация «Роль дидактических игр в развитии ребёнка 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние дидактических игр на развитие детей 3-4 лет»
Новый стандарт ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) дошкольного образования определяет: вся система общественного дошкольного воспитания должна работать на ребенка, строиться вокруг его интересов. Акцент сделан на том, что главная задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы были созданы не только комфортные условия для воспитания дошкольника, но и вся работа должна быть нацелена на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Таким мотивационным ресурсом обладает игра. Дети постоянно играют. Игра для них не пустая забава, она для них жизненно необходима. Благодаря игровой деятельности ребенок познает мир и самого себя.
Публикация «Консультация „Роль дидактических игр в развитии ребёнка 3–4 лет“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Младший дошкольник пытается упорядочить и объяснить то, что происходит вокруг него, понять и определить причинно-следственные связи тех или иных явлений. Включая ребенка в игру, мы и создаем необходимые условия для его развития.
Игры бывают разные, но среди них особое место принадлежит так называемым дидактическим (обучающим) играм, на роль и значимость которых впервые указал еще в XIX веке Фридрих Фребель. В XXI веке педагоги, психологи продолжают изучать дидактическую игру как одну из форм организации жизнедеятельности детей, рассматривая ее и как игровой метод, и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство развития личности ребенка в целом. Воспитатели, работающие в дошкольных образовательных учреждениях, имеют большой опыт использования игр дидактического характера, которые помогают им в обучении и воспитании детей, решать определенные педагогические задачи.
Принято делить, применяемые в детском саду, дидактические игры на игры с предметами, настольно-печатные, словесные. В каждой такой игре есть определенная структура. Она состоит из дидактической задачи, игровые правила и действия, заключение или окончание игры. А дополнительными компонентами являются сюжет и роль.
Дидактическая игра предполагает и своеобразие ее подачи. С одной стороны, такие игры продуманы заранее и направлены на определенную цель, что облегчает педагогам процесс руководства игровыми действиями детей, но, с другой стороны, игру надо подать ребенку так, чтобы он пожелал в нее играть и считал при этом, что игра – это его желание действовать и узнавать, а не навязанное сверху обучение чему-либо. При этом, как известно, заранее запланированное педагогом поле деятельности будет определять программу поведения ребенка и приводить к усвоению определенных программой знаний. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что ребенок становится объектом педагогического воздействия, а с другой стороны ее субъектом. Именно в этом и заключается феномен дидактической игры, который дает положительный педагогический эффект, позволяет педагогу достичь тех или иных учебных задач.
Дидактические игры оказывают влияние на развитие сенсорики и активизацию таких психических процессов, как память, внимание, мышление младших дошкольников.
При организации дидактических игр необходимо учитывать, что у младших дошкольников продолжает развиваться предметная деятельность. Характерным становится ситуативно-деловое общение, развивается наглядно-действенное мышление. Совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения.
Особое внимание в младшем дошкольном возрасте необходимо уделять развитию речи детей. В этом направлении неоценимы дидактические игры, каждая из которых имеет свое содержание, отвечающая требованиям программы.
В соответствии с программой у детей младшего дошкольного возраста необходимо развивать словарный запас, т. е. пополнять их знания определенной группой слов, которыми ребенок может оперировать в своей речи в повседневной жизни. Для достижения поставленной цели воспитатель д составляет перспективное планирование дидактических игр для 3-4-х летних детей, с учетом их психофизического развития. Это позволит воспитателю систематически и целенаправленно развивать речь, восприятие и другие важные качества личности ребенка. Как показывает практика, при работе над формированием и расширением словарного запаса ребенка, для детей младшего школьного возраста интересны игры на группировку слов по видовому или родовому признаку. В таких играх, как «Собери корзину с игрушками», «Помоги маме сварить компот», ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Для развития словарного запаса нами были подготовлены и проведены дидактические игры, направленные на расширение активного словаря ребенка, направленные на перевод пассивного словаря в активный. Игровая задача словесных упражнений заключалась в подборе точного слова – ответа ведущему (кто в теремочке живет? (показывают картинку из сказки «Теремок». Ответ - мышка). Другой тип заданий предусматривал использование упражнения «Подбери определение» : дети подбирают к слову определение, например, груша какая? – спелая, сочная, зеленая. В таких упражнениях ребенок отвечает одним или несколькими подходящими словами. Правила игры заключались в том, что ребенок должен проявить и внимание: он должен быть внимательным к ответам товарищей, чтобы не повторяться.
Сосредоточили основное внимание и на формирование обобщающих понятий.
В группу таких игр вошли:
1. «Кто в теремочке живет?»
Детям надо назвать всех зверят и найти им обобщающее слово -животные
2. «Бюро находок Шарика».
В «Бюро находок» пришли дети, которые потеряли свою рукавицу, носок, шарфик, носовой платочек, шапочку. Помогите им найти свою вещь.
3. «Во саду ли, в огороде»
Дети пришли на садовый участок им надо собрать овощи
4. «Стройка»
5. Игры с куклой
Дидактические игры проводились и в ходе прогулок, например, наблюдая за изменениями в природе зимой, мы вспоминали название зимнего спортивного инвентаря: санки, лыжи, шайба, клюшка, коньки и т. д.
Основным правилом таких занятий являлось то, что игры - упражнения должны быть кратковременными, так как малыши еще не могут долго концентрировать свое внимание.
В ходе подобных дидактических игр пополняется активный словарный запас детей. Особенно заметно улучшение с обобщающими понятиями. Если в начале учебного года, когда дети лишь пришли в младшую группу, обобщающими словами по теме «Стройка» умели оперировать лишь несколько детей, то через три месяца, мониторинг развития речи детей младшей группы детского сада, показал, что этим навыком стали обладать
80 % детей. Благодаря совместной игровой деятельности дети могут не только различать основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина, но и называть их, а также понимать и употреблять такие слова, как строительство, строительная техника. Дети стали осмысленно использовать словосочетание «строительный материал».
Для них не составляет труда понять слово «гардероб», «кухонная посуда», гараж и другое.
В целом, мы видим положительный эффект от применения дидактических игр. У детей расширился словарный запас, дети стали больше общаться друг с другом, проводить большую часть свободного времени в совместных играх. Все вышеизложенное свидетельствует о положительном влиянии дидактических игр на развитие детей младшего школьного возраста.