Елена Рычкова
Консультация «Речевой этикет и вежливость»
▼ Скачать + Заказать документы
«Будьте вежливы», «Надо быть вежливым»- поучают нас родители с детства. Что это значит : быть вежливым? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего рассмотрим соотношение таких явлений как этикет и вежливость. Что такое этикет и речевой этикет, мы уже знаем. Напомним, что это принятые в том или ином обществе, кругу людей правила, нормы поведения, в том числе и речевого поведения, которые, с одной стороны, регулируют, а с другой- обнаруживают, показывают отношения членов общества по таким примерно линиям: свой- чужой, вышестоящий- нижестоящий, старший- младший, далекий- близкий, знакомый- незнакомый и даже приятный – неприятный.
Публикация «Консультация „Речевой этикет и вежливость“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
Ну а вежливость? Поскольку это одно из понятий нравственности, обратимся к словарю по этике, где вежливость определяется так : «Моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими». Присущая человеку вежливость оценивается окружающими как его положительное качество. Каждый из нас слышит что-то похожее: «Какой хороший человек! Всегда поздравляет меня с праздником». Да, недаром психологи, изучающие межличностные отношения, придают столь большое значение знакам внимания, способным успокаивать, оказывать своего рода психотерапевтическое действие.
Волшебная сила речевого этикета состоит в том, что он отражает особый уровень информации, которой мы обмениваемся в общении. Психиатры и психологи неоднократно наблюдали случаи, когда отсутствие ласки со стороны взрослых вызывало у грудных детей сильное отставание в развитии и даже тяжелое заболевание. Поэтому то, что интуитивно делает мать- разговаривает с малышом, улыбается ему, берет на руки, гладит,- совершенно необходимо для ребенка.
Драматург Александр Вампилов говорил, что каждый человек- творец, только ему нужно помочь раскрыться. И тогда все лучшее, что есть в нем, достанется людям. Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и, конечно,семья, из которой ушли шутка, юмор, игра. Ребенок все чаще сталкивается со скандалами, грубыми окриками, толчками, жизнь постепенно покидает атмосфера теплоты, добра и уюта.
Один из путей борьбы с повседневным, мелким, бытовым хамством- вежливый ответ, мягкость, терпимость. Мне могут возразить: увы, и он не всегда достигает цели. Но даже в этом случае пострадавший не так волнуется и переживает, «как если бы хамством на хамство отвечал». Потому что человек при этом сохраняет свое достоинство. От этого ему и легче- ведь он не уронил себя, не опустился до безобразного уровня хамящего.
Вежливость не рождается сама собой. Ее воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Так чтобы человек- будь то маленький или взрослый- дарил окружающим искреннюю улыбку. И кому, как не воспитателям, педагогическому коллективу в целом, решать эту повседневную, если хотите (образно говоря, ювелирную работу!