Ирина Абрамова
Консультация для родителей о взаимосвязи развития мелкой моторики с развитием речевой функции «Пальчики «помогают» язычку»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультируя родителей по вопросам речевого воспитания дошкольников, я интересуюсь, играет ли их ребёнок дома с пуговицами, косточками; есть ли у него мозаика, мелкий конструктор; дают ли родители возможность своему ребёнку самостоятельно почистить варёное яйцо или мандарин. Ведь игры и манипуляции с мелкими предметами способствуют развитию тонких движений пальцев рук ребёнка (мелкой моторики, что в свою очередь благоприятно сказывается на становлении его речи.
Темочки:
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Наглядный пример тому, как пальчики "помогают" язычку, постоянно наблюдают логопеды: ребёнок, выполняющий двигательные артикуляционные упражнения для язычка (щёлкает им, достаёт кончиком нёбо и т. д., может непроизвольно растопырить пальцы, шевелить ими. Язычок тоже умеет "помогать" пальчикам : у ребёнка, сосредоточенно пишущего, рисующего, он так и норовит высунуться изо рта!
Такая взаимосвязь движений пальцев с речевой функцией сложилась исторически, в ходе развития человечества. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки – она дала развить тот язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев».
У детей с речевой патологией часто наблюдается значительное нарушение движений кисти руки и пальцев. Воспитатели детских садов знают, насколько эти дети бывают беспомощны обслужить себя : застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки; они неумело пользуются ножницами, закрашивают, лепят; у них не получается правильно держать в руке карандаш или ложку. Таким детям просто необходимо специально тренировать мелкие движения кисти! Это будет способствовать улучшению движений артикуляторных органов: (губ, языка, нижней челюсти и т. д., подготовит кисть руки к письму. Такая тренировка повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления ребёнка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месячными младенцами.
Занятия изодеятельностью и ручным трудом, пальчиковый «Театр» и другие игры с пальчиками в детском саду наряду с другими задачами развивают мелкую моторику дошкольников.
А как вы, дорогие родители, заботитесь о развитии пальчиковых умений своего малыша?
Иногда педагоги слышат от детей, что у них дома нет пластилина, красок, цветных карандашей. Это недопустимо. А вот покупать фломастеры ребёнку с плохо развитыми пальчиками не рекомендуется : в отличие от карандаша, фломастер не требует большого напряжения мышц пальцев, следовательно, слабо их развивает.
С 4-х лет поощряйте работу ребёнка с ножницами. Более старшим дошкольникам можно доверить неострый нож – нарезать варёную морковку на салат. В 6-7 лет ребята могут начать осваивать шитьё и пришивание пуговиц.
Покажите ребёнку, какую фигурку можно выложить из счетных палочек или спичек - ракету, машину, кораблик, танк, солнышко, флажок, домик и др. Для развития более тонких движений пальцев очень полезным является раскладывание мелких предметов (пуговиц, палочек, зёрен и т. д.) по небольшим коробочкам или мешочкам. С удовольствием дети нанизывают колечки, пуговицы на нитку, передвигают косточки на счётах.
Очень увлекательна работа с природным материалом: выкладывание узора из дынных и арбузных семечек на листке картона с накатанным слоем пластилина или же изготовление «рябиновых» бус.
Хорошо укрепляет мышцы руки сжимание резиновой губки, грецкого ореха, шарика Су Джок. Благоприятное воздействие на развитие движений кисти оказывает массаж – поглаживание пальцев, слегка надавливая, в направлении от кончиков к запястью.
Не забывайте фольклорные игры типа: «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик», «Бута,» «Бсй». Повторяйте также пальчиковые игры, разученные ребёнком в садике.
Помните: дети, совершающие многочисленные оживлённые движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других.