Галина Смирнова
Консультация «Развитие связной речи дошкольников на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи дошкольников на музыкальных занятиях.
В задачах музыкального образования детей дошкольного возраста по программе «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой есть также задачи, которые непосредственно связаны с речью детей. Они звучат так:
Темочки:
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- развивать творческое воображение (образное высказывание о музыке);
- побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в образном слове;
- побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной).
Возможности детей в их осуществлении в разном возрасте различны. Педагог добивается их решения с учётом развития детей в каждой возрастной группе. Так в 1-й и 2-й младших группах, когда речь детей слабо развита, более активна роль педагога. Он использует словесный и наглядный методы, сам даёт определения характера музыки (по ходу и до её звучания, побуждает детей «выводить» знакомые им слова из пассивного словаря в активный. Например, альтернативные, подсказывающие вопросы, которые помогают выбрать подходящую характеристику. Педагог дополняет ответы, разъясняет новые слова, с помощью слуховой наглядности (звучания музыки, зрительной, тактильных прикосновений (тактильное уподобление характеру музыки, педагог гладит ребёнка 2-3 лет по руке и говорит «нежная музыка» или стучит кулаком по кулачку ребёнка и говорит «сердитая музыка», затем просит ребёнка показать кукле или мишке, какое настроение передаёт музыка. По мере взросления детей активность и самостоятельность детей возрастает.
Но использование словесного метода не сводится к пересказу музыки, он необходим для углубления восприятия. В силу специфики музыки как вида искусства необходимо осознание детьми настроений и чувств, которые выражены в музыкальном произведении. Поэтому ядром беседы о содержании музыки является метод словесного уподобления характеру звучания музыки. Характеристика эмоционально-образного содержания музыки является наиболее уязвивым моментом в работе с дошкольниками. Дети без труда определяют моменты изобразительности («здесь как будто падают листочки», «журчит ручеёк», «капает дождик», «чирикает птичка», выделяют отдельные средства выразительности (темп, динамику, регистр, форму). Однако их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нём, не отличаются разнообразием. Часто встречающееся в практике деление музыки только на весёлую и грустную примитивизирует, обедняет её восприятие.
Поэтому прежде всего эти оба метода (словесный и метод словесного уподобления характеру звучания музыки) исходят из наглядно- слухового метода (исполнения музыки). Ведь музыка может выражать не только самые различные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Весёлая музыка может быть и торжественной, праздничной, и шутливой, беззаботной и нежной, танцевальной, а грустная – и нежно-задумчивой, мечтательной, и скорбной, трагической. Торжественная музыка бывает окрашена радостью, светом, но бывает и торжественная скорбь.
Что представляют собой слова, характеризующие эмоционально-образное содержание музыки, и каково их место в лексиконе детей?
Характеристики «нежная», «задумчивая», «тревожная», «взволнованная», «весёлая», «радостная» являются словами-образами. Это затрудняет применение их детьми, так как слова употребляются в непривычном для дошкольников значениях ( сравним словосочетания: «светлая» бумага и «светлая» музыка, «решительный» человек и «решительная» музыка и т. д.).
Именно образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально-эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке. Сама природа музыкального искусства располагает не к бытовой, а к образной речи.
Известно, что различного рода сопоставления, сравнения активизируют процесс восприятия (в том числе и музыкального, делая его более дифференцированным, осмысленным, глубоким. Метод контрастного сопоставления обостряет не только слуховое внимание и заинтересовывает детей, но и способствует развитию мыслительной деятельности и развитию речи ребёнка, приучает самостоятельно мыслить, обдумывать ответ на вопрос.
У музыки и речи одна первооснова – интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека точно также, как и музыкальная интонация.
Вспомним замечательные слова В. Сухомлинского: «Слово должно настроить чуткие струны сердца…Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке» (О воспитании. – М., 1985. – С. 174).
Применение данной методики в работе с дошкольниками существенно обогащает словарь детей, характеризующий образное содержание музыки, способствует развитию образной и связной речи.