Диана
Консультация «Развитие музыкальной восприимчивости в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие музыкальной восприимчивости в дошкольном возрасте
Каждый слышит музыку, но не каждый умеет слушать.
Приобщение к миру звуков воспитывает чувства ребенка, способствует формированию как музыкального, так и общего эстетического вкуса. Этому нужно учиться. Общение с музыкой пробуждает активную работу мыслей и фантазии. Если с первых месяцев жизни ребенка будет проявлено внимание к его музыкальным впечатлениям, то в будущем он не будет безразличен к музыке.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слух у младенца пробуждается очень рано, поэтому приобщение его к музыкальным явлениям возможно буквально с первых месяцев жизни. Малыш чувствует настроение взрослого, напевающего ему веселую и успокаивающую мелодию. Он реагирует на эмоциональную выразительную сторону музыки. Многие педагоги сходятся в том, что в дошкольный период закладываются незаменимые основы для последующего развития музыкального дарования ребенка и решающими являются первые три года ребенка, когда малыш только приучается слушать музыку.
Развитию слуха, ритма, памяти в раннем детстве помогает пение кого-либо из окружающих. Никакая другая музыка, звучащая по радио и телевидению, заменить пение не может. Понять песню малыш еще не может, но эмоции взрослого, идущие от характера и ритма напева, улавливаются им. Ребенок, которому часто напевают что-либо, различает характер мелодии. Малыш, засыпая, нередко «мурлычет», как бы убаю-кивая себя, и улыбается и подпрыгивает, услышав танцевальный напев. Задача взрослых - напевать младенцу успокаивающую или, в соответствии с моментом, активизирующую мелодию. Контрастные по характеру напевы, монотонно-спокойные или веселые, может воспроизвести каждый, если в определенном темпе и ритмической последовательности повторит несколько раз один или два любых чередующихся звука.
На приобщение к музыке влияет воспитание к чуткости к звукам в природе: пение птиц, шуму ветра, прибоя, шелесту леса, звону весенней капели и др.
Ребенок, постоянно слушающий пение, и сам чаще напевает, а пение, как известно, развивает диапазон голоса. Ограниченность диапазона нередко является причиной фальшивого пения даже у взрослого.
Расширению диапазона способствует, прежде всего, само пение: чем больше ребенок поет, тем скорее разовьет диапазон его голоса. Поэтому, как бы малыш не пел, его нельзя прерывать, говоря, что он плохо поет. Ребенку надо разрешать петь так, как он может, по возможности не ограничивая его. Напевая, дети часто фантазируют, придумывая одновременно и слова. Проявлению фантазии ребенка лучше не мешать.
К комплексу музыкальных способностей кроме музыкального слуха относится ритмическое чувство. Ритм в музыке не менее важен, чем высота звучания звуков. Между ощущением ритмической пульсации в музыке и передачей в движении образуется сложная система связей, которая требует длительных проб и тренировок, таких как умение «пропеть» мелодию ладошками (прохлопать) или ножками протопать. Пение и музыкальные движения ребенка - проявление его эмоций, отношение к окружающему, способности самовыражения в музыке.
Задача взрослых - поддерживать развитие музыкальных способностей ребенка, и не дать им угаснуть, если они как-то проявляются. В тех же случаям, когда внимание к музыкальным звучаниям никак не проявляется, его необходимо стимулировать, способствовать развитию интереса к музыке. Развитие музыкальных способностей, начавшееся рано и продолжавшееся непрерывно, дает положительные результаты. Ребенок не будет безразличен к музыке, а при пристальном внимании взрослых, музыкальные способности могут достичь довольно высокого уровня. Надо всегда стремиться передавать детям радость общения с музыкой, а для этого повышать, по мере возможности, собственный уровень музыкального развития : чаще слушать музыку и лекции о ней, посещать концерты, читать книги о музыке и композиторах.