Анна Шепелева
Консультация «Развитие критического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством метода Б. Блума»
▼ Скачать
«Недостаточно иметь хороший ум,
главное правильно его использовать»
Рене Декарт (французский философ)
Цель современного образования"учить не науке, а учить учиться". А как же развивать в ребенке навыки познавательного мышления?
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизни. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность, проявляющаяся у детей в действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности - развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
Публикация «Консультация „Развитие критического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством метода Б, Блума“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность, развивать умение выявлять причинно-следственные связи у дошкольников?
Изучая методическую литературу по данному вопросу, я открыла для себя один из приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Данный прием вносит элемент игры в образовательную деятельность детей, даже элемент соревнования, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребенка. Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
Методика использования.
Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
• Назови.
• Почему.
• Объясни.
• Предложи.
• Придумай.
• Поделись.
Так дети не умеют читать,я подбираю картинки соответствующие теме для закрепления. Благодаря этой методике ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания. Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным методе.
Правила применения приёма «Кубик Блума»
Работа с кубиком я строю следующим образом:
Я формулирую тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:
1. Грань «Назови» предполагает воспроизведение полученных знаний. 2. Грань «Почему».Развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи.
3. Грань «Объясни»- развитие мышления. Вопросы категории являются уточняющими. Ребёнок должен обратить внимание на все стороны заданной темы.
4. Грань «Придумай»- активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания.
5. Грань «Поделись»- развитие эмоциональной стороны личности. Вопросы категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основывая на личном опыте.
6. Грань «Предложи»- умение применить полученные знания на практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуаций.
«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям.
Этот приём я использую на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.
А на этапе изучения какого-либо материала, работу с кубиком делаю групповой, то есть ответы на вопросы дети формулируют вместе. Но я столкнулась с проблемой, так как у детей старшего дошкольного возраста запас знаний очень мал, им еще трудно сформулировать ответы по новой теме. Зачастую они хватаются за первую мысль, которая приходит им в голову. Но совместный поиск ответов, помогает еще, и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу.
Например. «Поговорим о дожде»
• Назови: дождь – мелкий, жидкий, теплый, мокрый, ледяной, сильный, осенний. (опиши формы, размер, цвет)
• Почему – в отличие от снега дождь идет весной, летом, осенью и редко зимой. (сравни, укажи сходство и различие)
• Предложи - грусть (с каким настроением ассоциируется дождь)
• Объясни – дождь это вода (расскажи из чего состоит, как сделано)
• Придумай – можно собирать для полива (Как и для чего можно использовать дождевую воду)
• Поясни - увлажняет почву, питает растение, но можно промочить ноги и заболеть (Расскажи о пользе дождя и о вреде)
Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают его использование.
Практика показывает, что данный прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. Педагогу же этот прием помогает развивать навыки критического мышления, в активной и занимательной форме изучать знания и умения воспитанников.
А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения воспитанников.