Елена Великанова
Консультация «Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
«Развитие интеллектуальных способностей
дошкольников посредством игр логико – математического
содержания».
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий.
Публикация «Консультация „Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Среди основных задач, которые встают перед системой образования, особенной актуальности приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. Успешность обучения в школе, да и в дальнейшей жизни, в значительной степени зависит от умственного воспитания детей дошкольного возраста.
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Современные дети требуют внедрения новых подходов к образовательному процессу, которые способствовали бы развитию операционных структур логического мышления, развитию активного словаря, памяти, внимания, воображения, наблюдательности, математических умений. Всё это способствует повышению общего уровня развитости ребёнка, как в дошкольном детстве, так и в школе. Таким образом, навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте.
Константин Дмитриевич Ушинский и Лев Семёнович Выготский считали одним из центральных вопросов умственного воспитания – развитие логического мышления.
Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное развитие логики и мышления детей приходится на период с 5 до 8 лет. Фридрих Фрёбель (немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад») утверждал, что для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребёнка» - игру. Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя они абстрагируют, занимаются конструированием, решают логические задачи, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. А совместно логико – математические игры будут развивать у детей : самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной познавательной активности.
Логико – математические игры – это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
Логико – математические игры помогают педагогам решать многообразный комплекс развивающих и обучающих задач.
Работа по использованию логико-математических игр, как образовательного средства, проводится в несколько этапов.
На первом этапе формируем у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия.
На втором этапе работы добиваемся, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно-игровых задач.
Рекомендуется предлагать детям логические игры, задачи и упражнения, с помощью которых уточняют и закрепляют представления о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях, развитии мелкой моторики, развитии социальных и коммуникативных умений. Это такие игры, как «Логические блоки Дьенеша», игры Никитина, игры с палочками Кюизенера, игры Воскобовича.
Эти игры эффективно развивают у детей умение внимательно выслушивать вопрос, развивают сообразительность, логику мышления, а также умения точно выполнять игровые правила.
В результате у детей совершенствуются не только математические умения и навыки, формируется образное мышление, умение воспринимать, но и речь, обогащается словарь.
В каждой группе есть математический уголок.
Математический уголок – это специально отведенное место, оснащенное математическими играми, пособиями и материалами. Организовано оно таким образом, чтобы дети могли иметь свободный доступ к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру или пособие и играть индивидуально или совместно с другими детьми.
Игры логико-математического содержания в математическом уголке:
• игры-забавы, головоломки : лабиринты, пазлы, мозаики, магические квадраты; головоломки с палочками и др.
• настольно-печатные: «Цвет и форма», «Геометрия» «Сосчитай», «Мосты и берега», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд» и др.
• игры на объё мное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», «Геометрический конструктор» и др.
• игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Сфинкс», «Геоконт» и др.
• игры из серии «Форма и цвет» : «Сложи узор», «Уникуб», «Цветное панно», «Разноцветные квадраты», «Треугольное домино», «Цветное панно»
• игры на составление целого из частей: «Сложи квадрат», «Греческий крест», «Сложи кольцо», «Шахматная доска» и др.
В совместной деятельности педагог выявляет логико-математический опыт ребёнка, стимулирует его интерес к логико-математическим играм, оказывает ребёнку помощь в выполнении конкретных действий сравнения, разбиения, упорядочивания, классификации. Она осуществляется на том же материале, в той же среде, в той же игровой обстановке, что и самостоятельная деятельность, но отличается своей индивидуально- дифференцированной направленностью.
Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.
Интерес детей к играм угасает из-за столкновений с трудностями. Несмотря на это, педагогу необходимо как можно чаще создавать ситуации выбора, стимулировать интеллектуальную активность ребёнка, побуждая его к поиску новых способов решения задач, проявлению догадки, сообразительности. Детям необходима поддержка со стороны взрослого в сохранении интереса.