Наталья Мамаева
Консультация «Эмоциональная жизнь младенца»
▼ Скачать + Заказать документы
Младенчество – уникальный период жизни ребенка (от рождения до года). От того, как удалось родителям наполнить жизнь малыша общением, совместными с ним действиями, будет во многом зависеть все дальнейшее его психическое и физическое развитие, эмоциональное благополучие.
Публикация «Консультация „Эмоциональная жизнь младенца“» размещена в разделах
Порой мы недостаточно уделяем внимания внутреннему миру ребенка. Разве мы вдумываемся в то, как малыш воспринимает происходящее вокруг него, как это влияет на развитие его психики, что он при этом чувствует и ощущает? Пытаемся наделить ребенка своими ощущениями и ждем от него ответных эмоциональных реакций наподобие своих, игнорируя то, что мир малыша совсем другой, чем у взрослых.
Маленький ребенок живет во власти эмоций : то он беспокоен, безутешно плачет, безудержно кричит, то вдруг тихо умиротворенно лежит, на что-то взирая, то начинает улыбаться при вашем приближении, смеяться или хмуриться. Разнообразие эмоциональных реакций, сила и глубина их проявления свидетельствуют о полноценном психическом развитии младенца. Чем полнее эмоциональные проявления, тем более ребенок раскован, жизнерадостен, любознателен и смышлен.
Через эмоции ребенок проявляет себя, выражает свою индивидуальность, ибо иного языка общения с людьми у него пока нет. Уже с первых дней его жизни становиться ясно, что его беспокоит или успокаивает. Присмотритесь к малышу, почему он плачет? Может быть ребенок голоден или хочет пить, ему холодно или жарко, беспокоят боли в животе, мокрые пеленки, шум, яркий свет. Кроме того, младенец может выражать недовольство, если овладение новыми действиями сопряжено для него с новыми трудностями. Например, ребенок первого месяца жизни учится следить за игрушкой, которую перемещает взрослый. Вначале малышу трудно удержать в поле зрения объект, он напрягается, сосредотачивается, но вдруг своим отрицательным реагированием – похныкиванием «говорит» нам, что он устал, а, значит, пора с ним заняться другим делом.
На первом месяце жизни малыш с интересом, замиранием и блеском в глазах встречает появление перемещающейся перед ним игрушки, на его лице улыбка, такая же, как при появлении мамы и папы.
Уже из этого маленького примера видно, что эмоции ребенка зависят от его умения в данном конкретном случае, следить и удерживать взгляд на объекте. Конечно, и ласковый голос взрослого, его прикосновения, доброжелательность являются необходимым условием развития умений ребенка.
У новорожденного периоды бодрствования непродолжительны, но их надо «насытить» полезным и интересным для младенца занятием : показать ему игрушку, позвенеть ею, подвесит 2-3 небольшие погремушки на различной высоте, поговорить с ним, склонившись и поймав его взгляд, спеть песенку; вызвать на речевое подражание по типу «агы – агу»; подержать на руках; положить на животик, дав возможность увидеть окружающее в другом ракурсе и т. д., и никогда не забывать поулыбаться малышу.
Очень скоро он будет пытаться подражать вашей мимике, интонациям голоса. На третьем месяце ребенок положительные эмоции проявляет комплексно. Видя, что к нему подходит взрослый, он сосредотачивается (замирает, потом начинает двигаться, певуче гулить и улыбаться. Младенец привлекает вас к себе "зовет", используя арсенал положительных эмоциональных реакций. Так же продолжая демонстрировать свои эмоциональные умения, он удерживает вас возле себя, «говоря» тем самым, что именно вы ему необходимы в данный момент.
Взрослые живо откликаются на проявление малышом положительных эмоций, в то время как выражение недовольства, плач вызывает у них часто негативное отношение. Но ребенок не виноват в том, что он плачет.
Одна мать оставляла 3-месячного ребенка надолго одного перед сном, желая приучить его к самостоятельности. Малыш долго кричал, потом от изнеможения засыпал. Сон его был недолог. Во время бодрствования он капризничал.
Нельзя сказать, что это была жестокая мать, но она не пыталась понять, что стоит за плачем ребенка. А ведь он звал ее, звал на помощь, не умея сказать ни единого слова. Он говорил: «Подойди ко мне, мне не удобно лежать спеленутым».