Аноним
Консультация «Проведение обследования предмета перед изодеятельностью»
▼ Скачать + Заказать документы
Обследование.
Обследование - это организованный педагогом процесс восприятия предмета.
Организация заключается в том,что педагоги в строго определённой последовательности выделяют стороны и свойства предмета, чтобы дети успешно изобразили его в рисунке, лепке, аппликации. Педагог учит детей зрительно воспринимать форму, величину, цвет, строение, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предмета, как объёмная форма, величина, качество поверхности, требуется ощупывание - осязательное восприятие, а всё, что имеет запах требует обонятельного восприятия.
Итак: в обследовании участвуют:
зрение
Публикация «Консультация „Проведение обследования предмета перед изодеятельностью“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
обаняние
осязание.
Сам процесс обследования включает несколько этапов:
1. Восприятие предмета в целом.
Воспитатель в яркой образной форме даёт общую характеристику предмета, подчёркивая его эстетические качества.
Для этого используются стихотворные отрывки из рассказа, загадки, или слова.
"Полюбуйтесь, какой серый, пушистый зайчик прискакал к нам!"
"От картины веет спокойствием, весенней прохладой, почувствовали. "
Воспитатель даёт возможность полюбоваться предметом или представить образ.
2. Обследование с анализом.
У предметов выделяются крупные части, затем мелкие, определяется их форма.
Как правило, форму частей предмета сравнивают со знакомыми геометрическими фигурами, отмечая свойства и различия.
В сюжетном рисовании выделяется главное и второстепенное.
3. Определение строения.
У предметов рассматривается соотношение крупных и мелких частей, их расположение по отношению к главной части. Для этого необходимы не только зрительные, но и осязательные способы обследования, но и действенные - прикладывание одной части к другой, выбор подходящих частей.
У сюжетов определяется построение, расположение на месте: далеко, высоко, низко, впереди, за.
4. Выделение цвета.
Делается это только в том случае, если цвет надо передать точно.
Если цвет хорошо знаком, или передача его необязательна, если дети выбирают цвет по желанию, то называть его при обследовании не обязательно, хотя надо помнить о том, что цвет оказывает большое эмоциональное воздействие на ребёнка.
5. Рассматривание вновь всего предмета в целом.
Надо отметить, что такое деление процесса восприятия на этапы, условно И не всегда они присутствуют на занятии. Это зависит от опыта детей и от цели занятия.
Чаще это обследование идёт в предварительной работе.
Можно проводить словесное описание, а затем дети изображают по представлению без натуры.
Обследование эффективно только во взаимосвязи со словом, указывающим детям, на что смотреть и что воспринимать. Педагог не должен сам давать подробную характеристику увиденному, надо, чтобы дети смогли заметить главное, выделить и понять отдельные элементы. Объяснения воспитателя должно заставлять ребёнка мыслить; поэтому воспитатель спрашивает, предлагает назвать, определить, сравнить.
При рассматривании предмета на помощь слову привлекается жест. Воспитатель обводит рукой форму предмета, как - бы рисуя его контур, охватывает руками, нажимая в местах углубления, как - бы вылепливая.
Дети, повторяя за воспитателем и следуя взором за движениями рук воспитателя, яснее будут представлять себе возможный процесс изображения.
Только активация детей в процессе обследования обеспечит эффективность занятия, для этого надо там, где уместно использовать игровой приём, т. к. игра вызывает особую целенаправленность восприятия и в дальнейшем активизирует и повышает интерес к результатам работы. Кроме того, игра поднимает эмоциональное состояние детей и усиливает познавательный процесс.
"Превратились в художников, посмотрели в бинокль, изготовили для куклы. ".
Обследование надо закончить так, чтобы детям было понятно, как приступить к созданию изображения, т. е. перейти к планированию.
Для подготовки консультации использовала следующую литературу:
1. "Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. " - Т. С. Комарова
2. "Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду" - В. Б. Косминская, Р. Г. Казакова, Н. Б. Халезова.