Ольга Купаева
Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение образовательного мониторинга в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил:
воспитатель МБДОУ ДС
№ 48 «Одуванчик»
Купаева О. Н.
Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» на первый план выдвигает развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка и ориентирующую педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Организация и проведение образовательного мониторинга в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мониторинг
- Темочки
Программа «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
1. Проведение мониторинга детского развития в дошкольном образовательном учреждении.
В системе дошкольного образования «мониторинг» — относительно новое понятие, и поэтому следует уточнить его соотношение с более устоявшимися — «педагогическая диагностика» и «контроль».
Основная задача этого вида мониторинга - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Педагогическая диагностика — это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса. Основной проблемой при организации педагогической диагностики в детском саду является преобладание исследовательской функции (изучение состояния объекта, сопоставление полученных результатов и нормы, стандарта) в ущерб проектировочной. Зачастую в детском саду воспитатели пытаются реализовать громоздкие и узконаправленные диагностики, разработанные для педагогических исследований. В результате полученные данные носят формальный характер и не учитываются в проектировании работы детского сада на последующий период.
Таким образом, использование в педагогическом процессе детско-го сада технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы, поскольку мониторинг предполагает :
постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.
Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:
Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).
Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся ин-формации из существующих источников.
Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
Принятие решения об изменении деятельности.
2. Характеристики инструментария образовательного мониторинга.
Определение направленности мониторинга следующим шагом предполагает разработку измерительного инструментария: критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга.
Под критерием (от греч. - средство для суждения) понимается признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; критерий — это мерило суждения, оценки. Критерий указывает на наличие того или иного свойства у объекта, явления или процесса. Например, критерии валеологической компетентности детей старшего дошкольного возраста могут быть определены следующим образом.
Интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач и проблемных ситуаций, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни.
Проявление интереса в самостоятельной деятельности дошкольника.
Наличие ответов на вопросы, решений проблемных ситуаций и игровых задач.
Адекватность детских ответов и решений, их осознанность (может объяснить свои решения).
Полнота и глубина знаний и решений, здоровьесберегающая эрудированность.
Применение здоровьесберегающих знаний, умений, навыков ре-бенком в повседневной жизни, поведении.
Самостоятельность применения здоровьесберегающих знаний, умений,
навыков.
в оптимальные сроки.
В мониторинге к критериям предъявляется одно, но чрезвычайно важное требование — критерии должен позволять производить измерение. Некоторые критерии имеют очень слабую динамику, и их измерение имеет смысл производить один раз в несколько лет.
Следует понимать, что критерии мониторинга выполняют функции ориентиров для воспитателя. Необходимо осознавать, что отклонение полученных результатов от намеченных стандартов или нормативов не требует стремительного изменения и вмешательства в процесс развития ребенка, а предполагает комплексный анализ качества процессов и условий, обеспечивающих полученные результаты. Так, в диагностической деятельности педагога постоянно происходит сравнение результатов оценки развития конкретного ребенка с каким-либо принимаемым самим воспитателем «вариантом нормы». Чаще всего воспитатель ориентируется на нормы, отраженные в образовательных программах, при этом соотносит развитие ребенка с уровневой характеристикой описанных в программе норм. Если по результатам диагностики выясняется, что показатели конкретного ребенка соответствуют, например, среднему уровню развития, воспитатель рассматривает это как недостаточно хороший результат и планирует работу с ребенком в данном направлении. Отсюда вытекает основная направленность деятельности педагога — коррекционно-развивающая. Диагностика, таким образом, рассматривается, прежде всего, как диагностика проблем развития, а не достижений ребенка. Проблема нормирования при оценке результатов диагностики заставляет искать новые содержательные критерии. Как отмечает Г. А. Берулава, в качестве оценки получаемых результатов должен использоваться не балл (или любая другая уровневая оценка, не сравнение испытуемых между собой, а степень подготовленности каждого ребенка к выполнению определенного критериального задания, то есть компетентность субъекта. По существу, этот подход заставляет принципиально пересмотреть и способы обработки результатов диа-гностики. Приоритетным становится именно качественный анализ результатов диагностики, который позволяет выявлять достижения ре-бенка, его трудности, особенности его развития.
Следующим шагом после выработки критериев мониторинга является определение методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации
3. Характеристики методов и особенности их использования.
К формализованным методам относятся:
тесты;
опросники;
методы проективной техники;
психофизиологические методы.
Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов, надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.
В рамках мониторинга достижений детей в детском саду специалистами могут быть использованы тесты и методы проективной техники (возможность их использования в деятельности воспитателя) :
Тестирование. Тесты (в переводе с английского — «испытание», «про-верка», «проба») — это стандартизированные и обычно краткие и ограни-ченные во времени испытания, предназначенные для установления ко-личественных индивидуально-психологических различий между детьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из за-даний, на которые от ребенка нужно получить правильный ответ.
Реализация тестовых методик в психолого-педагогической работе может быть осуществлена как воспитателем, так и педагогом-психологом. Это определяется направленностью теста (на измерение какого качества он направлен) и готовностью специалиста к использованию тестовых методик.
Так, для изучения степени освоения детьми образовательной области «Познавательное развитие» воспитателями могут быть широко использованы предметные тесты, где материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур и т. д. Предметные тесты позволяют получить информацию по таким критериям математического образования старших дошкольников, как степень освоения ребенком геометрических фигур, параметров величины, умений сосчитывать и сравнивать группы предметов по числу, составлять (практически) числа из двух меньших в пределах 10, решать простые логические и арифметические задачи.
В свою очередь аппаратурные тесты (реактометры, рефлексометры и т. д., требующие применения специальных технических средств или специального оборудования, чаще всего используют педагоги-психологи и дефектологи в детском саду.
Проективная техника. Существенным признаком проективных методов является использование в них неопределенных стимулов, которые ребенок должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Так, ребенку предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п. В этой группе методов ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными — возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом пред-полагается, что характер ответов ребенка определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Проективные методики широко используются при изучении особенностей личностного развития ребенка и освоения им большинства областей образовательной программы.
К малоформализованным методам относятся:
наблюдения;
беседа;
анализ продуктов деятельности.
Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что мало-формализованные методики очень трудоемки; только наличие высокого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания. Ведущим методом проведения образовательного мониторинга в детском саду является наблюдение.
Наблюдение является незаменимым при первичной ориентировке в реальности. Поскольку этот метод по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. Наблюдение позволяет описать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге. Чаще всего используется метод включенного наблюдения, когда педагог (он же наблюдатель) включен в процесс взаимодействия с теми, за кем наблюдает.
Следует отметить, что малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять фомализованным методикам: как правило, они взаимно дополняют друг друга.
4. Организация мониторинга в детском саду.
Определение мониторинга как постоянного наблюдения, слежения за развитием ребенка может ошибочно сформировать представление у воспитателей, что чем чаще проводятся измерения, тем лучше. Однако частые замеры оправданы в случае материальных или биологических систем. В социальных системах, к которым и относятся образовательные системы, при частых измерениях возможен эффект привыкания респондентов к методикам измерения (вопросам, заданиям, тестам, что может привести к формированию стереотипа ответа, а значит, к искажению результатов. Кроме того, каждое измерение требует определенных ресурсных затрат. Поэтому система проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы «От рождения до школы» устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход педагогического процесса.
В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (ис-ходный уровень развития, определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в со-трудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз (то есть определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки, определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.
В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная ито-говая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве «идеальной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития, уже соответствующая возрасту детей (для старшей группы — характеристика достижений ребенка 6 лет).
В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно — лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как включенное наблюдение, так и простые тестовые задания детям. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития. По результатам данного вида диагностики воспитатель, психолог, педагоги-специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.
При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Инструментарий для проведения мониторинга педагог разрабатывает самостоятельно.