Марина Куваева
Консультация «Проведение и подготовка утренника»
▼ Скачать + Заказать документы
Проведение и подготовка утренника
Подготовка и проведение детского утренника – дело сложное как для музыкального руководителя, так и для воспитателей. Праздничный утренник – это своеобразный итог определенного периода обще воспитательной работы с детьми всего педагогического коллектива. Подготовка к праздникам проходит на разных занятиях, в разных видах художественной и творческой деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, читают соответствующие рассказы, разучивают стихи, тексты песен, (тогда, как на музыкальных занятиях мы работаем исключительно над образом и их характером, тема праздника отражается в рисунках, аппликациях. Воспитатель должен готовиться к утреннику точно так же, как и дети – только тогда он сможет прочувствовать изнутри те сложности, с которыми они сталкиваются на утреннике. А этих сложностей много. Например, не раз приходится наблюдать, как даже опытные воспитатели в процессе разучивания общих танцев и хороводов допускают те же ошибки, что и дети. А порой у детей получается лучше. Поэтому нужно тщательно учить слова и движения. Особенно это необходимо в младших, средних группах, где дети смотрят на взрослых, и делают движения по показу. Во время хороводов воспитатель должен петь с детьми, правильно интонируя мелодию. Предмет «Основы музыкального воспитания» обязательно читают всем будущим воспитателям. Это делается для успешной работы по подготовке праздников. А самое главное: читают этот предмет для того, чтобы его знание применялось на практике для пользы общего дела!
Публикация «Консультация „Проведение и подготовка утренника“» размещена в разделах
Утренник – это не только долгожданный праздник, но и стресс для детей. Особенно это касается тех детей, которые долго не посещали детский сад и пришли незадолго до утренника. Им свойственна растерянность, непонимание происходящего и того, что им надо делать. Оставлять таких детей без доброго внимательного взрослого помощника и наставника недопустимо!
Перед каждым ребёнком на утреннике стоят такие задачи:
1. Музыкально-исполнительские: слышать музыку и сочетать с ней ритмические движения в танцах, вовремя перестраиваться и поворачиваться в нужную сторону, точно интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах и др.
2. Сценически-организационные: как занять стул, когда выйти на номер, куда и с кем встать, что взять, куда положить и др.
3. Речевые: как не забыть текст, как выразительно его донести с помощью жестов, мимики, интонации и др.
4. Коммуникативные: что делать, если заняли «твой» стул, что делать во время выступления других детей; что делать, если тебя обидели, если воспитатель надел на тебя не ту шапочку и т. д.
5. Личностно-оценочные: что делать, если у тебя не получилось, если сбился, уронил атрибут, забыл движение, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на видео!
Воспитатель должен знать все сложности каждого ребёнка! А также решать на утреннике ещё и свои, «взрослые» задачи.
За утренники в каждой группе детского сада отвечают воспитатели данной группы совместно с музыкальным руководителем. Это значит, что воспитатели тоже волнуются о том, как будут выглядеть сказочные персонажи, сюрпризы, они подбирают тематические стихи и учат их с детьми, готовят всё необходимое для игр, считают количество стульчиков в музыкальном зале перед утренником. Все вопросы обсуждаются с музыкальным руководителем.
Распределение номеров праздничной программы среди детей представляет наиболее тонкую и трудную задачу для педагогов: надо предложить каждому ребенку выступление по его силам. В этом случае более способные дети находятся в лучших условиях: им поручают наиболее ответственные номера и они успешно, конечно не без помощи педагогов и родителей, с ними справляются. Труднее обеспечить участие в празднике тех детей, которые еще не достигли необходимого уровня музыкального развития, не уверены в себе, застенчивы, не проявили каких-либо способностей. Однако, и они должны выступить, пусть с более легким, но интересным для них заданием – в игре, конкурсах, нетрудном групповом танце, чтении стихов. Почему-то сложилось так, что каждый ребёнок должен обязательно танцевать. Я считаю, что это неправильно, сам ребёнок получает стресс от того, что не получается.
Ведущий – это душа праздника, это, можно сказать – половина его успеха. Он обязательно должен иметь пространство для импровизации, непосредственного реагирования на ситуации. Его эмоциональность, живость, умение непосредственного, свободного общения с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов – во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать (а не читать) сценарий праздника, но и уметь «заполнять собой» возникшие паузы. Уметь организовать построения и перестроения, выход детей на номер, посадку. Уметь выбрать собственную позицию на «сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.
Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как воспринимают ребята то или иное выступление, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игр, танцев, сценок, чтении стихов.
Ещё о Ведущем. Речь должна быть выразительной с разнообразными интонациями и выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с использованием повелительной формы глагола («встаньте», «пройдите», «сядьте» вместо бытующих «встали», «прошли», «сели») – это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращённые лично к себе.
Утренник должен проходить в хорошем темпе. Растянутость выступлений, паузы – расхолаживают детей, утомляют, нарушают единую линию эмоционально-физической нагрузки.
Избежать этого позволит, прежде всего активное участие взрослых, их степень ответственности к подготовке, не за неделю до праздника, а с момента получения на руки сценария! При обсуждении сценария и определяется роль каждого воспитателя, его обязанности, и, подключение всего коллектива педагогов.
Бывают такие ситуации, когда буквально накануне праздника сообщают, что ведущая или педагог, который исполняет роль на утреннике, уходит на больничный. И все начинают метаться в поисках новой ведущей, Лешего, Бабы Яги и т. д. Поэтому ответственность за исход праздника лежит на всех, без исключения членах педагогического коллектива. (Свой пример).
А теперь - конкретно о подготовке к празднику.
1. Знакомство со сценарием и его обсуждение. В ходе обсуждения выбираются: ведущий, исполнители взрослых персонажей и дети на ведущие роли. В ходе обсуждения уточняются ключевые моменты праздника.
2. Распределением стихов руководит воспитатель, т. к. он знает, кто выступал на предыдущем празднике и кто лучше подойдет для чтения того или иного стихотворения. Стихи и роли раздаются детям на дом для совместного разучивания с родителями – воспитатель контролирует этот процесс, для последующей отработки выразительного чтения.
3. Подготовка атрибутов. Музыкальный руководитель отвечает за подготовку музыкальных атрибутов. За подготовку остальных – отвечают воспитатели данной группы. Они могут поручить их изготовление родителям, сделать совместно с детьми или делают сами.
4. Еще раз подчеркнем, что Ведущий должен очень хорошо знать весь ход праздника, знать все стихи детей и кто конкретно из детей их читает.
Воспитатели, наравне с детьми, должны хорошо знать тексты песен и танцы.
Во время праздника Ведущий озвучивает не только тот текст, который дан в сценарии, но и своими словами, по мере возникшей необходимости, должен обыгрывать ситуации.
5. Лишь только тогда, когда выучены тексты и роли, переходим к этапу отработки образов и характеров, моменты входа и выхода и других нюансов. Пишутся музыкальные фонограммы утренников (озвучка). Это очень трудоёмкий процесс! Проводятся репетиции для взрослых персонажей (Уточнить, когда лучше начинать проводить). Не все посещают.
6. Перед утренником важно настроить детей на радостное, но ответственное событие в жизни группы, напомнить о правилах поведения на празднике.
7. О родителях. Иногда на праздниках происходят непредвиденные ситуации. Родители в своем порыве забывают, что это не семейный праздник и не праздник, устроенный массовиками-затейниками, и подзывают детей, чтобы поправить своему ребенку костюм или прическу, или просто фотографировать детей. Во избежание этого, надо на каждом родительском собрании корректно, но строго напоминать им, что праздник – для детей и фотографировать надо со своего места или после праздника, отключать мобильные телефоны и что абсолютно недопустимо – разговаривать по телефону во время утренника. Ведь дети готовились к этому мероприятию, и считают себя почти артистами, так надо научиться уважать своих детей.
Надо признать, что проведение утренника – стресс ещё и для взрослого, особенно для того, кто предшествующий месяц был пассивен на музыкальных занятиях. А также для того, кто не обладает навыками выступлений перед зрителем. Наша задача – избежать стресса. Для этого методика подготовки воспитателя включает три этапа:
1. «Воспитатель как ребёнок» - когда музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр. Цель этого этапа – понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя, оказать им помощь.
2. «Воспитатель как ведущий» - воспитатель знает весь репертуар, руководит построениями-перестроениями, т. е. готовит себя и детей к проведению утренника. Цель – понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы.
3. «Воспитатель как актёр» - воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействия с персонажами. Цель – работа над решением собственных сценических, речевых и организационных проблем. На этом этапе надо обязательно наизусть вслух проговорить всю свою роль, особенно стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные детям. (Игры). Вопрос: на каком этапе мы сейчас находимся?
Если на всех трёх этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда утренник пройдёт без стресса как для детей, так и для воспитателей и, конечно же, для музыкального руководителя.