Екатерина Алексеевна Бурмакина
Консультация для родителей «Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета»
▼ Скачать + Заказать документы
В основу предлагаемой системы по ознакомлению младших дошкольников с цветом, формой и величиной предмета положены современные педа-гогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитии ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания. Применение системы будет успешным только в том случае, если взрослый (педагог, родитель) достаточно глубоко усвоит принципы подбора и усложнения заданий, поймет особенности их связи друг с другом. А для этого необходимо познакомиться с основными положениями теории сенсорного воспитания дошкольников, разработанной учеными, и с тем, как эта теория была использована при подборе, разработке и систематизации игр и упражнений.
Публикация «Консультация для родителей „Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета“» размещена в разделах
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др., полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.
Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики : Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли,
Е. И. Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям.
Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы - это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др., в области цвета - семь цветов спектра, белый и черный цвета. Конечно, в природе существует бесконечное разнообразие красок и форм. Человечество сумело их упорядочить, свести к немногим разновидностям. Усвоение представлений об этих разновидностях дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта.
Любой цвет можно определить либо как оттенок одного из семи цветов спектра (темно-красный, либо как результат их сочетания (желто-зеленый, либо как промежуточный между черным и белым (серый). Точно так же форму любого предмета можно свести к опре-деленной геометрической фигуре (овальная, прямоугольная) или обозначить как сочетание нескольких таких фигур, определенным образом расположенных в пространстве. И дело тут не только в словесных обозначениях. Мы видим свойства предметов именно как разновидности и сочетания знакомых нам образцов.
Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов - это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребенка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов (или какому их сочетанию) соответствует свойство того предмета, который воспринимается в данный момент. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами — это и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить.
Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду - это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.
Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат деятельности, увлекающей ребенка.
Такие условия для зрительного восприятия создаются главным образом в продуктивных видах деятельности - рисовании, лепке, конструировании (а для слухового восприятия - в пении, выполнении движений под музыку, речевом общении). Поэтому педагоги-исследователи пришли к выводу, что сенсорное воспитание необходимо включить в обучение дошкольников разным видам деятельности. В этом направлении и развивалась дальнейшая разработка вопросов сенсорного воспитания в детском саду.
В первые годы жизни (до 3 лет) ребенок получает огромное количество разнообразных впечатлений из окружающего мира. Он различает цвета, формы, величины. Но далеко не все эти свойства и далеко не во всех случаях привлекают внимание ребенка, приобретают для него то или иное жизненное значение, становятся признаками предметов, которые он учитывает в своих действиях.
Известно, что восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво. Чаще всего в предмете они выделяют какое-либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств. Обычно выделяются детьми те свойства, которые имеют непосредственное значение для успешного манипулирования и выполнения. Ребенок еще не готов к тому, чтобы понять значение этих разных по величине, цвету, когда ребенок подбирает пары или группы предметов разных разновидностей как образцов, с которыми следует сравнивать предметы. Очень важно, чтобы ребенок, подбирая предметы, научился свойства разнообразных предметов. Поэтому еще бытующая в практике воспитания детей 3 лет установка знакомить их с двумя- тремя цветами и формами
С 3 лет начинается новый этап сенсорного развития ребенка. Этот этап характеризуется переходом к усвоению и использованию сенсорных эталонов. Важнейшее место начинает занимать ознакомление детей с разными видами эталонов и способами их применения.
Следующим этапом является усвоение порядка расположения цветовых тонов в спектре. Затем следует ознакомление с оттенками цвета.
В области формы эталонами служат геометрические фигуры. Система форм, рассматриваемая геометрией, чрезвычайно сложна и ее усвоение выходит за рамки сенсорного воспитания, являясь составной частью умственного развития ребенка и овладения математическими представлениями. Задачи развития детского восприятия предполагают лишь необходимость ознакомления с несколькими геометрическими фигурами, отражающими в обобщенном виде наиболее характерные формы реальных предметов, и формирование представлений об их основных разновидностей
Особенность представлении об отношениях предметов по величине состоит в определении на глаз тонких количественных различий между сопоставляемыми предметами. Такое определение различий носит название глазомера.
Особые трудности для детского восприятия возникают в тех случаях, когда требуется оценить сочетание цветов, форм, величин, составляющее сложную структуру.
Таким образом, можно определить основные задачи в ознакомлении детей с цветом, формой и величиной предметов.
На втором-третьем году жизни дети должны уметь выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении двух предметов по величине.
Начиная с четвёртого года жизни у детей нужно формировать сенсорные эталоны : устойчивые, закреплённые в речи представления о хроматических и ахроматических цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.
Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из значительного количества предметов.
Таким образом, начиная с трёх лет обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и продуктивный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои особые требования к детскому восприятию и по-своему способствует его развитию