Оксана Левчук
Консультация для педагогов «Подготовка и проведение открытых мероприятий»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка и проведение
открытых мероприятий.
Открытые занятия или воспитательные мероприятия для детей дошкольного возраста- одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Но в образовательной практике не всегда различают открытые и обычные занятия, порой не выделяют особенности их подготовки Ии проведения. При этом следует учитывать, что открытое занятие в отличие от обычного- это специально подготовленная форма организации методической работы, в ходе которой реализуются основные направления воспитательно- образовательного процесса дошкольного учреждения.
Публикация «Консультация для педагогов „Подготовка и проведение открытых мероприятий“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
На открытом занятии педагог демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт по реализации методической идеи и применению конкретного приема или метода обучения.
Цели открытых просмотров разнообразны. Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений- это обучение детей решению обратных арифметических задач, логических упражнений на нахождение недостающих фигур; по развитию речи- использование опорных схем, моделей при составлении описательных рассказов о природе; по ознакомлению с окружающим миром- показ методики организации интегративных занятий познавательного цикла.
Открытое занятие может включать в себя «новинки» :
Научного характера;
Представляющие интерес на региональном уровне;
Представляющего интерес для конкретного ДОУ;
Представляющие интерес для гостей занятия, поскольку то, что успешно использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом занятии.
Требования к подготовке и проведению открытого занятия.
К подготовке и проведению открытого занятия с детьми дошкольного возраста предъявляется ряд требований. Так, открытое занятие должно проводиться педагогами, имеющими высокий уровень научно- методической подготовки и обеспечивающими высокую эффективность воспитательно- образовательного процесса.
Такие занятия должны стать источником инновационного опыта и затрагивать актуальные проблемы методической науки в области дошкольной педагогики и психологии и иметь новизну. Новизна может относится к содержанию дидактического материала или методикам его изучения. Показ занятий, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других педагогов. Однако в методической работе с молодыми педагогами это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них даже традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес.
Являясь формой организации воспитательно- образовательного процесса, открытое занятие должно содержать новую, особую структуру. Она может отражать решение методической проблемы, тему самообразования, над которой работает педагог. Его индивидуальная методическая тема связывается с общей методической проблемой коллектива ДОУ. Именно этот показатель в рамках занятия способствует реализации системного подхода к организации научно- методической работы в педагогическом коллективе.
Данные занятия должны показывать (доказывать) преимущества, высокую эффективность инновации или традиции в организации деятельности детей. Кроме того, воспитатель должен подготовить теоретический и наглядный материал, мультимедиа, оборудование, организовать пространство для проведения занятия и т. д.
Проводятся открытые занятия без «репетиции» в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью, не нарушая требований к воспитатель- образовательному процессу. Накануне рекомендуется сообщить детям и их родителям о предстоящем занятии. Это подготовит ребят к ситуации, когда будут присутствовать посторонние люди.
Занятие проходит в соответствии с планом методический работы ДОУ. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки. Практика показывает, что нельзя проводить в одной группе в один день несколько открытых занятий, не следует также организовывать их в одной и той же группе несколько раз в месяц. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают дети и педагог.
Строится занятие с учетом дидактических целей: обучающей, воспитывающей, развивающей и дополнительно- мотивационной. На занятии дети должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая эту тему в обычных условиях. Недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя остальные аспекты на следующее занятие или перенося их на другую деятельность.
В ходе открытого занятия для актуализации познавательного интереса детей могут использоваться следующие методические приемы:
Четкая организация, планирование всех частей занятия.
Интригующее начало.
Учет индивидуальных особенностей детей.
Дружелюбный тон, жесты, мимика, располагающие к себе.
Мотивы побуждения к деятельности.
Присутствие посторонних людей в помещении не должно отвлекать детей, создавать дискомфорт. Для посетителей обязательно готовятся рабочие места, которые располагаются за спинами дошкольников, чтобы гости их не отвлекали. Нельзя сажать посетителя рядом с ребенком, сбоку. Число приглашенных должно быть ограниченным. Наблюдения показывают, что посещение таких мероприятий хотя бы одним посторонним человеком создает неудобство и для педагога, и для детей, в связи с чем в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписи его профессиональной деятельности.
Открытое занятие не должно противоречить программам, по которым работают педагог и ДОУ в целом. Нельзя непомерно расширять содержание информационно- учебного материала.
Перед проведением открытого занятия педагог предварительно знакомит коллег с его характеристикой, составленной по определенному плану (приложение 1).
Анализ открытого занятия.
Анализ открытого занятия не является обязательным. Если же он предусмотрен планом методической работы ДОУ, то сначала слово предоставляется педагогу- автору занятия. Он напоминает методическую цель занятия, дает краткое описание работы по ее достижению. В отличие от анализа занятий, посещаемых с целью контроля педагога, обсуждение открытого просмотра предполагает консультирование гостей занятия, рефлексию, активное обсуждение, обмен мнениями, дискуссии, споры и т. п. Конспекты всех открытых занятий оформляются и хранятся в методическом кабинете.
При подготовке к открытому занятию педагогу необходимо составлять прогноз ожидаемых результатов и предполагаемых рисков. В качестве примера в приложении 2 представлен такой прогноз для открытого занятия по развитию речи.
Таким образом, методически грамотная организация открытых просмотров детских видов деятельности, в том числе открытых занятий, способствует непрерывному повышению квалификации педагога в условиях ДОУ, осмыслению им передового педагогического опыта на более высоком теоретико- практическом уровне, совершенствует его профессиональные умения и навыки.