Наталья Кузнецова
Профессиональная компетентность педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей, стимулировать развитие у них профессиональной активности.
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Публикация «Профессиональная компетентность педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников» размещена в разделах
Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни.
Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в
социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.
(слайд № 2)
Приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка отчетливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровней – Конвенция о правах ребенка, Конституцией РФ, Законе «Об образовании», семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов – ДОУ в том числе, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность
семьи.
Установки ФГОС дошкольного образования : (слайд № 3)
В центре стандарта - требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим. Среди которых – сотрудничество с семьей, непосредственное вовлечение в образовательную деятельность.
Стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей.
Среди основных принципов и задач :
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• сотрудничество организации с семьей
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
• обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
• оказания помощи родителям в воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития
Вопрос:
Так ли важно сотрудничество с родителями?
Ответ: Сотрудничество с родителями способствует тому, чтобы наши дети росли здоровыми, жизнерадостными, счастливыми, активными, жизнелюбивыми, общительными и гармонически развитыми личностями.
А установление тесного и эффективного взаимодействия с семьей – часть профессионализма педагогического состава ДОУ.
Все вышесказанное приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников» (слайд № 4)
Вопрос:
Из чего складывается успех общения?
(из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера – услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию)
Так что такое профессиональная компетентность и какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?
Сначала, уважаемые коллеги, я прошу вас ответить (для себя) на вопросы. (слайд № 5)
1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании обучающегося?
2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка.
3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей?
4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями?
5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями?
6. Назовите условия для повышения коммуникативной компетентности в общении с родителями?
7. Назовите методы изучения семьи?
8. Назовите формы работы с семьей?
Отвечая на эти вопросы мы приходим к Портрету педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников : (слайд № 6)
• Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;
• Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»;
• Стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;
• Обладает высокой степенью диалогичности (умеет вести диалог)
• В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность и др. профессиональные качества;
• Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания и образовательных потребностей родителей;
• Учитывает социальные запросы родителей при организации общения с ними;
• Умеет планировать предстоящее общение, подбирает необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей
• Обладает развитыми коммуникативными навыками
Говорили ли вы когда-нибудь такую фразу, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество дошкольного
учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие воспитателей и родителей.
Но, что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают?
Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьей?
Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?
(слайд № 7)
«Взаимодействие» - совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем.
«Сотрудничество» - это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия.
«Содружество» - объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов.
Вопрос:
Возможна ли взаимная дружба без общения, а следовательно, и без взаимодействия?
(Конечно же, нет)
Так как содружество предполагает открытость сердца навстречу друг другу, то оно, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ и семьи. Таким образом, мы понимаем, что детский сад
и семья, используя новые формы взаимодействия и сотрудничества должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Итак, связи между семьёй и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить непрерывный, гибкий и позитивный
обмен информацией с родителями.
Алгоритм взаимодействия с семьей (Слайд № 8-11)
1-я стадия
Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.
2-я стадия
Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.
З-я стадия
Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает
объединить усилия для выработки единых требований.
4-я стадия
Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.
5-я стадия
Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.
6-я стадия
Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.
Основными направлениями взаимодействия с семьей являются :
• Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
• Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.
Выделяются следующие формы работы во взаимодействии педагогов с семьей (слайд № 12)
– индивидуальные;
– подгрупповые;
– коллективные;
– традиционные/нетрадиционные
Традиционные формы работы ДОУ с семьей: (слайд № 13)
1. Педагогическое просвещение родителей : беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных
форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены.
Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они, по сути, приближены к методам изучения семьи, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Они представлены в
таблице. (слайд № 14-17)
Информационно-аналитические - Выявление интересов,потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
- Проведение социологических срезов, опросов
Анкеты
Индивидуальные беседы
Картотека «Педагогическая копилка :
«Родители для педагогов»,
«Педагоги для родителей»
(с целью взаимообогащения педагогического мастерства)
- «Почтовый ящик»
- Переписка по электронной почте
Досуговые - Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
- Совместные досуги, праздники
как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица» «Праздник мам», «Лучший папа», «Праздник урожая», спортивные досуги (Папа, мама, я – спортивная семья, семейные Олимпийские игры. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.
- Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей.
- Дни добрых дел
- Турниры знатоков
- КВН
- совместные экскурсии
- Работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей)
Познавательные - Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
• - Педагогическая лаборатория
Такое мероприятие рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. В начале года проводится анкетирование. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения.
- Семинары-практикумы знакомят родителей, с какими – то понятием, и в ходе мероприятия обучают различным упражнениям, помогают применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем семинара – практикума может звучать так: «Как помочь ребенку стать успешным». На семинаре – практикуме могут выступать логопед, психолог и другие специалисты, даже сами родители. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.
- педагогическая конференция. Форма работы с родителями, где проводится подготовительный этап перед мероприятием. Родителям заранее дается какое – либо задание по определенной теме.
- дискуссии.
Интерактивная форма работы с родителями, позволяющая высказать различные точки зрения на предмет обсуждения. Позволяет увидеть проблему с разных сторон, и приобрести новое видение и решение проблемы. Одна из дискуссионных форм общения с родительским коллективом является родительские ринги. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами
- деловая игра
имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения. Работа родителей проходит по группам. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения.
- круглый стол
Проводится в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов, позволяет обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. Такая форма работы помогает родителям услышать компетентные высказывания разных специалистов по обсуждаемой проблеме, приобрести новое видение проблемы и ее решения
- педагогическая библиотека для родителей, родительские чтения
Очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом : на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Педагог собирает информацию и анализирует ее. Подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса.
- Мастер – классы. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести небольшой урок мастер - класс, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, что у них получается или как сделать так, чтобы получилось. В конце собрания подводится итог.
- педагогическая гостиная
- устные педагогические журналы,
- игры с педагогическим содержанием
- мини-собрания
- исследовательская, проектная деятельность
- Интернет-журнал
- «Родительский Университет»
Цель такой формы взаимодействия : установление партнерских отношений с родителями; объединение усилий для развития и воспитания детей. "Университет для родителей" - форма живого общения родителей и специалистов ОУ. Структура работы предусматривает ежемесячные встречи педагогов ОУ, специалистов с родителями с сентября по май. Участниками могут быть все желающие родители.
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-
просветительские - Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
- Информационные проспекты для родителей
- дни (недели) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей.
- выпуск газет
- организация мини-библиотек
- выставки работ
- Буклеты
- Электронные газеты
- Использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности
- Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в д/с
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, в настоящее время, наиболее актуальны для активного включения родителей в жизнь ДОУ.
Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях. С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия : новизна, оригинальность, востребованность, интерактивность.
Поэтому необходимо подбирать новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.