Мария Сафукова
Консультация «Проблемы ребенка в общении»
Дошкольный возраст- особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. в это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В центре внимания исследований внутренние конфликты, приводящие к психологической изоляции от сверстников, к выпадению ребенка из совместной жизни и деятельности дошкольной группы. По этому современная диагностика и последующая коррекция детских взаимоотношений становится актуальной на данном этапе развития детского коллектива. Но прежде, чем начать работать над повышением "социального статуса" ребенка-дошкольника, необходимо понять, почему его сторонятся ровесники. Детские психологи выделяют у малышей несколько личностных качеств, которые способны затруднить их общение с другими детьми : 1. Эгоизм. В общении со сверстниками эгоистичный ребенок сталкивается с эффектом бумеранга: не получая от него поддержки, понимания и сопереживания, дети проявляют равнодушие и к его собственным чувствам. 2. Агрессивность, Частые вспышки гнева и склонность к опасным, причиняющим боль играм, способны отпугнуть даже самых доброжелательно настроенных ребят. 3. Обидчивость. Привычка малыша постоянно выяснять отношения и пускать слезу по любому поводу приводит к тому, что сверстникам надоедает оправдываться и извиняться. "Обидчивый ребенок" рассчитывает на то, что все помчаться его утешать, но через некоторое время друзья перестают поддаваться на манипуляции. 4. Пассивность, Отсутствие собственного мнения, прочной привязанности к друзьям не позволяют ребенку завоевать уважение сверстников. Кроме того, малыш не может самостоятельно придумать интересную игру, с трудом находит,чем занять себя в одиночестве. 5. Застенчивость. Само по себе это качество не отталкивает сверстников. Однако, если ребенок настолько застенчив, что в коллективе чаще всего молчит, это может привести к серьезным проблемам. Во многом общение и поведение ребенка опосредованно той социальной ситуацией, в которой он растет. И главный вопрос- "Как создать такую атмосферу, которая располагала бы детей к позитивному общению и активному взаимодействию?" В решении данного вопроса должны участвовать как семья, так и педагог малыша. Взрослые должны стать положительным примером для подражания. 1. Старайтесь не показывать свои негативные эмоции по отношению к другим детям. 2. Не вмешивайтесь в детские конфликты без крайней необходимости. Слишком активно защищая ребенка, вы мешаете ему научиться слушать и понимать противника. 3. Поощряйте любую инициативу в общении ребенка. 4. не одергивайте своего ребенка при других детях. 5. Учите ребенка определять чувства и намерения других людей по мимике. 6. Наблюдайте вместе с ребенком за другими детьми, обращайте его внимание на последовательность событий, происходящих с объектом наблюдения. 7. Не ограничивайтесь в общении с ребенком простыми предложениями. Ведите долгий развернутый диалог. таким образом, изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. именно по этому, информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагополучных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития межличностных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции конфликтных отношений приобретает первостепенное значение.