Приложение МААМ

Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи

Марина Газизова
Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовительная группа

I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Зима», «Путешествие по Европе», «Одежда. Обувь. Головные уборы».

1. Учить подбирать существительные к заданным прилагательным: дидактическое упражнение: «Подбери предмет к признаку».

Морозная —. , снежный —. , ледяная., порывистый —. , теплые —. , меховая —. , пушистый —. , зимнее —. , пасмурная —.

2. Учить подбирать слова с противоположным значением: дидактическое упражнение «Скажи наоборот».

Публикация «Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи» размещена в разделах

Длинный — короткий, грязный — чистый, новый — старый, светлый — темный, яркий — тусклый, мягкий — твердый, теплый — холодный, морозный — жаркий.

II. Совершенствовать навыки словообразования.

1. Учить образовывать существительные путем слияния двух основ: дидактическое упражнение «Почему так называется?».

Снегопад — снег падает,

снегоход —.

ледокол —. ,

снегокат —.

2. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных: дидактическое упражнение «Из чего — какой?».

Туфли из кожи — кожаные туфли.

Ботинки с мехом — меховые ботинки.

Пиджак из шерсти— шерстяной пиджак.

Платье из шелка — шелковое платье.

Дидактическое упражнение «Где — какой?»

В Англии., во Франции —. в Италии —. , в Дании —. , в Польше —. , в Румынии —. , в Австрии —.

3. Учить образовывать родственные слова: дидактическое упражнение «Слова-родственники».

Снег — снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, снегирь, снегурочка, подснежник.

Зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.

Платье — платьишко, платьице, платяной.

Франция — француз, француженка, французский.

III. Совершенствовать грамматический строй речи.

1. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде: дидактическое упражнение «Какой? Какая? Какое?».

Детям предлагается подобрать подходящее по смыслу существительное и правильно согласовать его с заданным прилагательным.

Зимний — холод, мороз, день.

Зимняя — пора, погода, прогулка, метель.

Зимнее — время, развлечение.

Зимние — дни, метели, развлечения, прогулки, забавы.

Так же со словами: морозный, ледяной, холодный, новый, женский, мужской, детский, красивый, английский, итальянский.

2. Учить употреблять существительные во множественном числе, родительном падеже: дидактическое упражнение «Один — много».

Француз — французов, англичанин — англичан, страна — стран, житель — жителей, день — дней, снежинка — снежинок, буря — бурь, стужа — стуж, шляпа — шляп, платье — платьев, пальто — пальто, ботинки — ботинок, сапоги — сапог.

3. Учить согласовывать существительные с числительными: дидактическое упражнение «Давай посчитаем».

1 платье, 2 платья,. ,5 платьев,. ,10 платьев.

4. Учить образовывать и правильно употреблять простые причастия: дидактическое упражнение «Назови, какой, какая?».

Шить — шитый, развязать — развязанный, вязать — вязанный, складывать — сложенный, вышивать — вышитый, носить — ношенный, стирать — стиранный.

IV. Совершенствовать слоговую структуру речи.

Отрабатывать произнесение слов сложной слоговой структуры, предложений и чистоговорок с этими словами.

V. Развивать связную речь.

1. Составлять описательные рассказы по изучаемым лексическим темам.

2. Составлять рассказ о зиме по плану :

— как ты заметил наступление зимы;

— ее первые приметы в природе;

— зимние месяцы;

— жизнь зверей и птиц зимой;

— зимние забавы и развлечения.

3. Составлять сравнительные рассказы.

Лед и снег, лед и стекло, лед и зеркало, снег и вата, куртка и пальто, варежки и перчатки, сапоги и ботинки.

4. Составлять творческие рассказы на темы: «Что я вижу из окна автобуса», «Что я вижу из иллюминатора самолета, пролетая над Европой», «Путешествие на поезде», «Куда бы я хотел отправиться в путешествие» и др.

VI. Обучение грамоте.

1. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа: дидактическое упражнение «Назови по звукам».

Предлагается назвать по звукам простые, двусложные слова без стечения согласных: рыба — р, ы, б, а.

2. Учить выделять заданный звук в слове и определять его место (в начале, середине, конце).

3. Учить составлять предложения с заданным словом.

4. Учить составлять предложения по опорным словам: дидактическое упражнение «Составь предложение».

Снег, на, лежит, домов, крышах.

У, теплая, куртка, Тани.

VII. Совершенствовать мелкую моторику рук: раскраски, обводки, штриховки.

Рекомендации учителя-логопеда

по планированию работы по развитию речи

Старшая группа

I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Новый год», «Зима. Зимующие птицы», «Север. Тундра».

1. Учить подбирать существительные к заданным прилагательным; дидактическое упражнение «Угадай предмет по его признакам».

Белый, пушистый, скрипучий, липкий, искристый, холодный. (снег).

Трескучий, сильный, слабый, январский. (мороз).

Большая, серая, проворная, голодная. (ворона).

Северный, белый, красивый, рогатый. (олень).

Красивый, забавный, смешной, большой, снежный. (снеговик).

Маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый. (воробей).

2. Учить подбирать существительные к заданным глаголам: дидактическое упражнение «Отгадай предмет по его действиям».

Кружится, падает, тает, вьется, сверкает, искрится. (снежинка).

Трещит, ломается, тает, плывет, намерзает. (лед).

Летает, прыгает, клюет, сидит, тенькает. (синичка).

Охотится, плавает, ныряет, ловит (рыбу, ходит, отдыхает. (медведь).

Играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег). (дети).

Каркает, летает, клюет, прыгает, сидит, чистит (перья). (ворона).

II. Совершенствовать навыки словообразования детей.

1. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных: дидактическое упражнение «Скажи ласково».

Снегирь — снегирек, воробей — воробышек, сова — совушка, снег — снежок, зима — зимушка, ветер — ветерок.

2. Учить детей образовывать относительные прилагательные: дидактическое упражнение «Скажи какой, какая, какие?».

Птица — крупная, ветер — ветреный, зима — холодная, снег — снежный, мороз — морозный, мех — мягкий, шерсть — тонкая.

III. Совершенствовать грамматический строй речи.

1. Учить употреблять существительные во множественном числе, родительном падеже: дидактическое упражнение «Один — много».

Одна птица — много птиц,

один воробей — много воробьев,

одна синица — много синиц;

одна снежинка — много снежинок;

один снеговик — много снеговиков; одна метель — много метелей.

2. Упражнять в правильном употреблении притяжательных местоимений: дидактическое упражнение «Чья, чей, чьи, чье?».

Подобрать как можно больше слов к слову.

Моя — синица, ворона, галка, сова, сорока.

Мой — снегирь, воробей, снеговик, медведь, тюлень, олень, морж.

Мои — птицы, снежки, снежинки, постройки, игры.

3. Закреплять употребление предлогов б, на, из, с: дидактическое упражнение «Составь предложение». Составлять любые предложения, используя изучаемую лексику и предлоги.

Дети во дворе слепили снеговика.

Воробьи прилетели на кормушку.

Саша упал в сугроб.

4. Учить согласовывать существительные с числительными: дидактическое упражнение «Давай посчитаем».

Предлагается посчитать любые предметы от 1 до 10.

1 синица, 2 синицы,. ,. 5 синиц,. ,10 синиц.

1снегирь, 2 снегиря,. , 5 снегирей,. ,10 снегирей.

IV. Совершенствовать связную речь.

1. Составлять описательные рассказы (по любой теме).

2. Учить составлять сравнительные рассказы: «Сравним снегиря и синицу», «Сравним осень и зиму», «Сравним белого медведя и бурого».

3. Заучивать стихи по темам.

4. Составлять сложные предложения, используя сочинительную связь: дидактическое упражнение «Закончи предложение».

На улице потеплело, и. (мы пошли гулять).

Наступила ночь и на небе. (появилась луна).

V. Совершенствовать навыки звукового анализа.

1. Выделять первый твердый согласный звук в любых словах.

2. Выделять гласные звуки [а], [о], [у] и согласные звуки [м], [с], [х], [р], [ш] в словах; определять место звука в слове.

3. Придумывать слова на заданный звук.

VI. Совершенствовать слоговую структуру речи : проговаривать слова сложной слоговой структуры, предложения и скороговорки с этими словами.

VII. Совершенствовать мелкую моторику рук: раскраски, обводки, штриховки, пальчиковая гимнастика.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Анализ работы учителя-логопеда 2014–2015 Коррекция нарушений в развитии устной речи детей, разъяснение специальных логопедических знаний среди педагогов и родителей – вот основные.

Годовой план работы учителя-логопеда Организационная работа. 1. Подготовка логопедического кабинета к началу учебного года - август – сентябрь. 2. Уточнение списочного состава.

Летний план работы учителя-логопеда Цель: Укрепление психо-физического здоровья детей Задачи: Продолжить закреплять правильное речевое развитие путём чтения.

Перспективный план работы учителя-логопеда с воспитателями Сентябрь Семинар: «Особенности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями дошкольного учреждения на логопункте». Октябрь Консультация:.

План работы по самообразованию учителя-логопеда Тема: «Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» Цель: повышение своего теоретического.

План работы учителя-логопеда с родителями Месяц Содержание работы Сентябрь Родительское собрание «Результаты обследования речи детей» Родительское собрание «Выполнение домашних заданий».

План работы учителя-логопеда с родителями на логопункте. Сентябрь 1. Консультации для родителей по адаптации детей к учебному году. 2. Индивидуальные беседы с родителями по итогам и результатам обследования.

План работы учителя-логопеда с воспитателями на учебный год. Сентябрь. 1. Консультация для воспитателей по адаптации детей, состоящих на логопункте к учебному году. 2. Подбор методического материала.

Совместная деятельность учителя –логопеда и родителей по развитию речи детей с ОНР средствами художественной литературы Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи
Опубликовано: 15 июля 2015 в 04:18
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем Марина Газизова (УИ 223559) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД