Ирина Мацнева
Консультация для воспитателей «Организация совместной работы воспитателя и родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшую роль в том, как развивается ребёнок, каково его здоровье и эмоциональное самочувствие, играет семья, а не только детское учреждение. Поэтому работа воспитателя с детьми обязательно должна строиться в тесном контакте с родителями. Эта деятельность эффективна, если воспитатели и родители исходят из согласованных взглядов на цели, средства и методы воспитания, разделяют заботы об эмоциональном благополучии ребёнка и его успешном развитии, придерживаются единого подхода в организации распорядка дня, питания, проведения гигиенических и оздоровительных процедур.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация совместной работы воспитателя и родителей“» размещена в разделах
Прежде всего, детское учреждение должно быть полностью открыто для семьи. Следует осведомлять родителей о предоставляемых детским учреждением образовательных услугах, условиях пребывания в нём ребёнка, о реализуемых программах воспитания. В свою очередь, сотрудники д/у должны иметь представления о запросах родителей, условиях жизни ребёнка в семье, его индивидуальных особенностях.
В ходе работы с семьёй, воспитатель может столкнуться с разнообразными трудностями, вызванными разными подходами родителей к воспитанию детей.
Встречаются родители, которые считают, что, отдав ребёнка в ясли, они снимают с себя всю ответственность за его воспитание и развитие. Они не проявляют интереса к сотрудничеству с педагогом и избегают контакта с ним. Некоторые родители вовсе не имеют представления о том, чем и как нужно заниматься с маленькими детьми, не знают о важности общения и игры с ним. Другие понимают, что с малышами нужно специально заниматься, но также не знают, каким образом это надо делать. Воспитательные усилия тех и других сводятся к организации питания, прогулок и сна.
Особую проблему представляют родители, оставляющие детей без надзора и ухода, а также допускающие жестокое обращение с ними. В связи с этим, специальной задачей педагогов является защита прав и достоинства маленького ребёнка. Поэтому важно выявить различия во взглядах на воспитание детей, познакомить родителей с особенностями развития малышей и достигнуть взаимопонимания.
Чтобы установить взаимопонимания между педагогами и родителями, необходимо выявить требования, которые родители предъявляют к дошкольному учреждению.
В процессе наблюдения особое внимание необходимо обратить на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму (мягкая, жёсткая, употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакции родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: тон разговора с ребёнком (спокойный, резкий, иронический, мимику, контакт глаз, телесные контакты (касания, ласковые поглаживания, жёсткие толчки, реакцию детей (их настроение, содержание обращений).
Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры родителей. Для налаживания положительных взаимоотношений и сотрудничества педагогов и семьи в детском учреждении желательно проводить совместные праздники, семейные вечера, встречи по интересам.
В неформальной обстановке легче познакомиться, наладить контакты, поделиться опытом.
Для изучения семейного климата рекомендуются традиционные методы: наблюдения, опросы, беседы, анкетирования, интервью, тестирования, проективные методики.
Родители также должны как можно больше знать обо всём, что произошло с ребёнком в течение дня в д/у. Для этого в помещении для приёма детей оборудуется стенд (информация для родителей, содержащая разные рубрики, например: «объявления» (о мероприятиях в д/у, группе, «наш распорядок дня», «наше меню», «чем мы сегодня занимались», «советы и рекомендации родителям» (поиграть с ребёнком в ту или иную игру, прочитать книжку, нарисовать картинку и пр.).
Одна из форм совместной работы д/у с семьёй – родительское собрание. На родительских собраниях решаются организационные вопросы, обсуждаются актуальные проблемы группы и темы, касающиеся развития и воспитания детей.
На собрании по определённой теме может выступать сам воспитатель, психолог, врач, кто-то из специалистов д/у или приглашённый специалист.