Ирина Струк
Консультация «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОАУ "Детский сад №33"
Учитель-логопед: Струк И. В.
Консультация для родителей "Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста"
Публикация «Консультация „Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
За все время изучения данной проблемы исследователи так и не пришли к единому мнению о причинах её возникновения. Одни авторы согласны с советским невропатологом Ткачевым, считавшим, что причиной возникновения нарушений чтения и письма, является плохая память детей. Т. е. они плохо запоминают буквы, слоги, звуки и в связи с этим не могут соотнести звуки с буквами.
Но существует и другое мнение советского психиатра Мнухина С. С., который настаивал на том, что причиной данных проблем являются негативные наследственные факторы, такие как алкоголизм, психопатии, эпилепсия родителей, родовые травмы. Так же было замечено, что наряду с нарушением письма у детей присутствует ряд и других признаков. Например, таким деткам трудно рассказать о себе – назвать адрес, имена родителей; ошибочно называют времена года, путают дни недели с месяцами; не могут воспроизвести в строгой последовательности счет, названия дней недели даже после многократного повторения.
В современном обществе формируется и третье направление, которое соотносят с причиной формирования нарушения чтения и письма – это воздействие современной социальной среды и, следовательно, данный тип нарушения носит приобретённый характер. Т. е. у таких деток нет наследственных факторов, а также отсутствуют и органические поражения мозговых структур. Это означает, что нарушение сформировалось под воздействием неправильно подобранных форм обучения:
несвоевременное начало обучения ребенка грамоте, формирования навыков письма в недопустимо раннем возрасте, применение обучающих материалов, не соответствующих возрасту и зрелости ребенка.
Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи; развивать мелкую моторику рук; ориентировки в пространстве; развивать все психические процессы; готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.
С учетом характера нарушений выделяют следующие виды дисграфии у малышей и младших школьников:
аграмматическую, обусловленную недоразвитым лексико-грамматически уровнем, когда ребенок путает падежи, суффиксы, рода, неправильно употребляет окончания и склонения;
артикуляторно-акустическую, связанную с нарушениями артикуляции, звуковоспроизведения и слухового восприятия;
акустическую, вызванную неправильным распознаванием фонем на слух, когда малыш путает парные звуки и меняет, например, «З» на «С», «Д» на «Т»;
оптическую, причиной которой является недоразвитое зрительно-пространственное восприятие, и тогда ребенок теряет часть буквы (например, вместо «Ш» пишет «И») или добавляет к символам несуществующие элементы;
дисграфию, обусловленную несовершенством анализа и синтеза, когда дети меняют местами окончания и начала слов, путают слоги, переставляют или пропускают буквы.
В изолированной форме каждый из видов расстройства встречается крайне редко, в большинстве случаев у школьников наблюдается смешанный тип патологии, при этом причины могут быть как органическими, так и социально-психологическими одновременно.
Звонкий или глухой? Картинки, названия которых начинаются с глухого звука [П] положи в домик без звоночка, а картинки, названия которых начинаются на звонкий звук [Б] клади в домик со звоночком.
У кого больше? Побеждает тот, на чьей карточке в слове большее количество слогов.
Найди слова с одинаковым первым звуком в слове.
Найди слова с одинаковым звуком в конце слова.
При знакомстве с буквами необходимо учить называть букву ее звуковым аналогом: [В] а не [ВЭ] или [ВЫ], [Л] а не [ЭЛ] или [ЭЛЬ]. Сразу же учите ребенка читать каждую букву только одним звуком, который ее обозначает. Это поможет научить читать. Иначе на письме появятся ошибки, связанные с неправильным, искаженным звуковым образом буквы, ребенок будет писать вместо «ваза» — «вэаза», вместо «лук» — «лыук», потому что ребенок произносит название буквы как 2 звука. Возникнет путаница в восприятии букв и звуков нашей речи.
Выполняйте упражнения по профилактике дисграфии :
Звуковой диктант. Взрослый называет букву (произнося их как один звук, ребенок пишет.
Зрительный диктант. Взрослый рисует букву на листе бумаги, ребенок пишет её и произносит (только один звук, обозначающий букву) : буква [Ш], буква [Т] и т. д.
Определи, какая буква первая в словах и назови ее. Взрослый предлагает набор из 2-3 картинок, названия которых начинаются с одного звука. Например: рыба, руль, рысь – все слова начинаются с буквы Р (буквы [Р]).
При обучении письму (печатными буквами) перед школой нужно делать много упражнений по закреплению правильного образа буквы. Нужно научить ребенка не путать буквы, имеющие сходные элементы и не переворачивать их, писать каждую букву в нужную сторону. Чем лучше ребенок запомнит образ буквы, тем меньше ошибок он допустит при письме.
Проводите с дошкольником упражнения по профилактике оптической дисграфии :
Обведи букву;
Слепи букву из пластилина, выложи из счетных палочек или веревки;
Дорисуй недостающие детали;
Зачеркни неправильно написанные буквы; Выучи стихотворение про букву.
Какая буква получится, если добавить детали?
Какая буква получится, если убрать детали?
Нарисуй букву в воздухе.
Сравни 2 буквы, чем они похожи и чем отличаются?
Не жалейте времени на занятия с ребенком перед школой. Дисграфию легче предупредить, нежели мучиться с устранением дисграфии в школе. А Ваши труды будут вознаграждены хорошими оценками и успехами Вашего первоклассника.
Роль медицинских мероприятий в предупреждении нарушений чтения у дошкольников В комплексе предупредительных мер немаловажную роль играют медицинские мероприятия, такие как: консультации невропатолога, психиатра (для возбудимых, с нарушением поведения детей, консультации психолога, медикаментозное лечение, фитотерапия, лечебный массаж, ЛФК.
Учитель-логопед: Струк И. В.