МААМ-картинки

Консультация-практикум с родителями подготовительной группы

Зинаида Кшнякина
Консультация-практикум с родителями подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1.

Консультация -практикум для родителей

«Как развивать фонематический слух?"

Цель: Обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей.

Задачи:

Заинтересовать родителей речью собственного ребенка.

Расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.

Участники : родители детей подготовительной группы, учитель-логопед.

Публикация «Консультация-практикум с родителями подготовительной группы» размещена в разделах

Продолжительность: 30 — 40 минут.

Оборудование: презентация «Развиваем фонематический (речевой) слух, памятка – консультация для родителей «Игровые упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7 лет».

Предварительная подготовка

1. Подбор и изучение литературы по теме консультации.

2. Оформление презентации «Развиваем фонематический (речевой) слух».

3. Разработка памятки для родителей «Игровые упражнения для развития фонематического слуха».

Ход

Логопед. Уважаемые родители! Очень рада видеть вас снова. Мы продолжаем наши встречи по подготовке детей к школьному обучению. Сегодняшнее наше мероприятие можно условно разделить на 3 части:

1. Беседа в вопросно-ответной форме.

2. Консультация «Что такое фонематический слух?»

3. Практикум «Как развивать фонематический слух?

Логопед. Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок без проблем учился в школе? А чтобы эта мечта сбылась, необходимо позаботиться заранее, еще до поступления ребенка в школу. А подготовкой ребенка к школьному обучению должны заниматься совместно педагоги и родители. А как это сделать, узнаем чуть попозже.

1 часть. Беседа:

А сейчас, пожалуйста, ответьте на вопрос:

1. Как вы думаете, что такое готовность детей к школе? (Ответы родителей: развитая мелкая моторика, запас знаний и представлений об окружающем мире, сформированные психические процессы в соответствии с возрастом, познавательная активность, желание учиться, любознательность, умение слушать учителя, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи и правильная речь).

2. Что такое правильная речь? (Ответы родителей: правильное произношение всех звуков родного языка, умение пользоваться словообразованием, словоизменением, выделять звуковые и смысловые различия между словами (меховая, - ой, образовывать прилагательные от существительных, сформированность грамматического строя речи: умение работать с предложением, владеть пересказом рассказа, составлять рассказ - описание, сформированность фонематического восприятия).

Вы правильно перечислили все базовые предпосылки успешного обучения в школе.

2. часть. Консультация: «Что такое фонематический слух?» Слайд 2

Логопед. Сегодня мы с вами подробнее остановимся на очень важном элементе подготовки детей к школе как Фонематический слух и Фонематическое восприятие.

Для начала, что такое слух? Слайд 3.

Слух - это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.

Речевой слух –это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи.

Физическим слухом ребенок обладает со дня рождения, а фонематический появляется только к году, одновременно с первыми словами. Сначала слово воспринимается ребенком как что-то целое, он улавливает его общий звуковой контур, затем появляется умение различать отдельные звуки, составляющие слово.

Замедленное развитие фонематического слуха — явление достаточно частое. По разным причинам у многих детей, имеющих нормальный физический слух, не вырабатывается привычка прислушиваться к речи окружающих; дети безразлично относятся к тому, как говорят они сами и как говорят другие, их слуховое (акустическое, звуковое) внимание ослаблено. Дети со слабо развитым фонематическим слухом не могут определить, из каких звуков состоит слово, даже правильно сказанное ими самими, путают слова, близкие по звучанию, не могут выделить начальный и конечный звуки слова и т. п., то есть при несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал,- что-то точно, а что –то очень приблизительно. Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т. д.

Развитие фонематического слуха и правильного произношения взаимосвязано. Если ребенок плохо различает звуки на слух, он и произносить их начинает нечетко, хотя его речевой аппарат в полном порядке. Возможна и обратная связь: развитие фонематического слуха замедляется из-за того, что ребенок не овладел еще необходимыми навыками произношения.

В письме детей с недоразвитием фонематического слуха отмечается пестрая картина самых разнообразных ошибок: пропуски гласных, согласных, целых слогов, перестановки букв, слогов и самих слов, смешения и всевозможные искажения. У детей с недостаточно развитым вниманием, с неустойчивым слуховым восприятием особенно страдает письмо под диктовку, списывание им удается значительно лучше.

Разумеется, неправильно объяснять все трудности в обучении письму, встречающиеся у школьников, только недостатками фонематического слуха — здесь могут быть и другие причины.

Родители должны знать, что только на естественное развитие ребенка полагаться нельзя, должны понимать затруднения детей с недоразвитием фонематического слуха и активно вмешиваться в его формирование.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух- это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.

Своевременное развитие фонематического слуха — залог правильной речи, и успешного школьного обучения.

3 часть Практикум «Как развивать фонематический слух?» Слайд 4

Известно, что у детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обучать и развивать дошкольников необходимо в игровой форме.

А теперь, предлагаю побыть на месте ваших детей и поиграть в игры занимательно-образовательного характера, которые помогут развивать фонематический слух у вашего ребенка без больших затрат времени.

Приложение-памятка для родителей.

Совместная деятельность логопеда и родителей, которые выступают вместо детей.

Логопед. Гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Это значит, что работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением и направлена на предупреждение грамматических ошибок.

5. Итог консультации.

Раздаются памятки – консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей» с описаниями игр. Вот наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что вы время провели не зря, если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости развития фонематического слуха для ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку хорошо подготовиться к школе. Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового. (Ответы родителей)

До свидания!

Игры на развитие фонематического слуха,

(памятка для родителей)

Игра «Будь внимательным!»

Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»:л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос,рот,корка,шутка.

Игра «назови картинки»

Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т. д.

Игра «Придумай имя»

Задача –учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ –К, БАНКА -Б.

Игра «Назови последний звук»

Задача – учить выделять последний звук в слове.

Назови предметы, изображенные накартинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом –М, сын –Н.

Игра «Отгадай слово»

Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.

Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Добавлялки»

Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш. уба (шуба,. апка (шапка,. ар (шар, мы. (мышь, но. (нож, ду. (душ).

Игра «Определи место звука в слове»

Задача - развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец) Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах : мышь (в конце, шапка (в начале, машина (в середине).

Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.

Игра «Добавлялки»

Взрослый произносит начало слова, а ребенок заканчивает его на СЫ или ЗЫ, после чего произносит все слово целиком: Бу, ве, во, та, ча, ко,плак, гро., рель., бере., моро., арбу., колба., алма., серви, заве… и т. д.

Игра «Скороговорки»

Взрослый произносит любую скороговорку, а ребенок находит звук, который чаще всех произносится в ней.

Публикации по теме:

Инновационные формы взаимодействия с родителями младшей группы и подготовительной группы прошлого года Одно из приоритетных направлений в работе дошкольных учреждениях с внедрением ФГОСТ дошкольного образования, является взаимодействие детского.

Консультация для воспитателей «Работа с родителями воспитанников старшей группы» Консультация для воспитателей Тема «Работа с родителями воспитанников старшей группы» Составила : Сунко Т. А. Возраст от 5 до 6 лет –новый.

Практикум для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей подготовительной к школе группы» Цель: познакомить родителей с работой по развитию у детей 6 – 7 лет графомоторных навыков в домашних условиях. Задачи: Напомнить.

Психолого-логопедический практикум для родителей и детей подготовительной к школе группы «На пороге школы» Цель практикума: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам речевого и психологического развития детей при.

Развлечение-практикум с детьми средней группы и их родителями «Игры, которые лечат» Развлечение с детьми средней группы и их родителями «Игры, которые лечат» (практикум). Цель: гармонизация детско – родительских отношений.

Семинар-практикум с родителями и детьми в средней группе «Букет для мамы» Конспект семинара-практикума с родителями и детьми в средней группе детского сада «Букет для мамы» Раздел ФГОС ДО: Сотрудничество с семьями.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Конфликтные ситуации с родителями. Способы их предотвращения и разрешения» Выделяют пять способов выхода из конфликтной ситуации (психолог К. Томас): • Соперничество (конкуренция) — самый распространенный и одновременно.

Семинар-практикум «Педагогическая этика общения педагога с воспитанниками, коллегами и родителями»Семинар-практикум «Педагогическая этика общения педагога с воспитанниками, коллегами и родителями» Дата проведения 25.10.2019 года. Место проведения: 204 кабинет Участники: педагог-психолог, педагоги – воспитатели. Цель: развить навыки.

Семинар-практикум по взаимодействию с родителями воспитанников «Создание условий для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования».

Семинар-практикум «Эффективные формы работы с родителями» ПЛАН СЕМИНАРА. 1. Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду. (вступительное словоо взаимодействии семьи и детского сада.

Автор публикации:
Консультация-практикум с родителями подготовительной группы
Опубликовано: 6 ноября 2019 в 09:38
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация-практикум с родителями подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Зинаида Кшнякина (УИ 224305) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД