Татьяна Камко
Семинар-практикум «Эффективные формы работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН СЕМИНАРА.
1. Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду.
(вступительное словоо взаимодействии семьи и детского сада (Камко Т. А.)
2. Деловая игра с педагогами (работа с карточками).
Классификация форм работы с родителями (раскрыть 10 видов нетрадиционных форм работы).
3. Характеристика традиционной и нетрадиционной форм работы. (на ватмане)
Публикация «Семинар-практикум „Эффективные формы работы с родителями“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Традиционные: Нетрадиционные:
1. Беседы 1. Родительские собрания (групповые)
2. Посещение воспитанников на дому 2. Тематические консультации
3. Родительские собрания, консультации 3. Педагогические беседы
4. Оформление папок-передвижек и 4. Анкетирование
стендов 5. Круглый стол
5. Выставки совместных работ 6. Досуги
6. Родительские конференции 7.«Дни открытых дверей»
7. Работа с родительским комитетом 8. Клуб для родителей
9. Исследовательская, проектная деят-ность
10. Мастер- класс
Нетрадиционные формы работы с родителями
Методы активизации родителей
Заключительная часть. Рефлексия
Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду.
Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в
контакт родители.
Основным структурным элементом в детском саду является группа. Воспитатель, как организатор и координатор деятельности в группе, непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями. Стоит отметить что, какой бы высокой ни была квалификация педагога, как бы глубоко не продумывались содержание и формы образовательной деятельности с детьми, положительныйрезультат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Формы взаимодействия с семьей
Формы работы с родителями подразделяются на коллективные (массовые, индивидуальные, наглядно – информационные, традиционные и нетрадиционные
Среди традиционных форм взаимодействия детского сада и семьи выделяют:
1. Знакомство с семьей: встречи – знакомства анкетирование семей.
2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса:
дни открытых дверей,
индивидуальные и групповые консультации,
родительские собрания,
оформление визуального ряда посредством создания и размещения информационных стендов, альбомов,папок, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
3. Образование родителей : проведение родительских собраний, всеобучей, лекций, семинаров, семинаров - практикумов
4. Совместная деятельность:
привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Особой популярностью как у педагогов так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения.
Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Общение строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Остановимся более подробно на нетрадиционных формах взаимодействия с родителями воспитанников
Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы:
познавательные, информационно – аналитические, досуговые, наглядно – информационные.
Наименование Цель использования Формы проведения общения
Информационно--аналитические Выявление интересов,потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
- Проведение социологических опросов
- Анкеты
-Индивидуальные беседы
- Картотеки «Педагогическая копилка: родители для педагогов»,
- «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства_
- Переписка по электронной почте.
Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
- Семинары - практикумы
- Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
- Мини- собрания
- Педагогическая гостиная
- Устные педагогические журналы
- Исследовательская, проектная деятельность
- Интернет-журнал
Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми - Совместные досуги, праздники
- Интерактивные досуговые мероприятия
- Выставка работ родителей и детей
- Семинары
- Мастер- классы
- Дни добрых дел
- Турниры знатоков
-КВН
Наглядно- информационные : информационно – ознакомительные; информационно - просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Буклеты
Электронные газеты
Дни (недели) открытых дверей
Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
Выпуск стенгазет
Использование видеозаписей наблюдений за ребенком в процессе его деятельности
Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребенка в семье и в детском саду.
1. Родительские собрания.
2. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать квалифицированный совет, чему- то научить. Главное назначение консультации – родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
3. Педагогические беседы с родителями.
Цель: Обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность—активное участие и воспитателей и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Педагог продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате бесед родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
4. Анкетирование.
Один из распространенных методов диагностики который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей (запросов) родителей, установления с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребенком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
5. «Круглый стол».
В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные
проблемы воспитания.
6. Досуги
Такие формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогом и родителем; а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть Эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Досуговые мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах, они могут выступать в роли непосредственных участников
7. «Дни открытых дверей».
В настоящее время они приобретают широкое распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения
педагогов и родителей как Нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей.
По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. Дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть
активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.
8. Клубы для родителей.
Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями – что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседание клубов для родителей осуществляется регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов.
9. Исследовательско- проектные, деловые игры.
10. Мастер—класс.
Родительские собрания
Тематические консультации
Педагогические беседы с родителями
Анкетирование
«Круглый стол»
Досуги
Дни открытых дверей
Клубы для родителей
Мастер - класс
Исследовательско – проектные, деловые игры.