НАТАЛИЯ ИСТОМИНА
Консультация-практикум для родителей «Учим составлять рассказ по серии сюжетных картинок»
▼ Скачать + Заказать документы
Предложить ребенку составить рассказ по картинкам, используя следующую
модель:
- однажды (указание времени года, части суток);
- в таком - то месте (указание либо на общее место действия, либо на место действия происходящего в первом кадре);
- такой - то объект (указание на сквозного героя, героев на первом кадре,
- делал (делали) то - то для того – то;
- потом этот же объект (переход ко второму кадру) делал (действие и цель действия);
Публикация «Консультация-практикум для родителей „Учим составлять рассказ по серии сюжетных картинок“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- и далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели действий;
- в результате получилось то - то (обобщение, поэтому можно сказать, что данный объект (герой, герои) такой – то;
- придумать название получившемуся рассказу.
Последовательность работы с серией картинок :
- сначала картинки выкладываются в ряд слева направо произвольно,
- находятся сквозные общие герои и предметы (объекты,
- определяются места действий,
- обозначается время действий,
- поочередно на каждой картинке называется объект - действие - цель действия,
- потом "снимается фильм", то есть выкладывается логическая последовательность "кадров";
- в заключении кадры озвучиваются (составляется рассказ по алгоритму).
Принцип составления рассказа по любой картине должен основываться на достаточно богатом словарном запасе, знаниях об окружающей действительности.
Дети должны :
- знать, что у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой;
- уметь отличать рассказ от простого набора предложений.
Картины и серии картин можно условно разделить на три вида: 1) действие происходит вне помещения; 2) действие происходит в помещении; 3) пейзажные, без действующих лиц.
Первый вид картин : действие происходит вне помещения. Начинаться рассказ может со слов : как-то раз, однажды, был… Далее следует ответить на вопрос: когда? (время года и название части суток); если событие происходит: осенью, день (утро, вечер) – осенний, хмурый, пасмурный, солнечный, теплый, холодный, дождливый, ветреный, ясный; зимой день (утро, вечер) – зимний, морозный, холодный, ясный, снежный; весной день (утро, вечер) – весенний, ясный, солнечный, теплый; летом день (утро, вечер) – жаркий, теплый, летний, ясный. Варианты начала могут быть разные: «Однажды летним, жарким днем… Как-то раз зимним утром… Был теплый осенний вечер…» Следующая группа вопросов: кто что задумал (решил? где (куда? Придумать имя герою, обозначить место действия, цель. Например: «Петя вышел машинкою во двор… Дети пошли в лес за грибами…».Середина рассказа – описание непосредственных событий, происшедших с героем (героями). Вопрос: «А что случилось?» (Устанавливаются причинно-следственные связи).Конец – результат действия, оценка поступков героев, высказывание отношения к герою. Взрослый может предложить продолжить рассказ – что могло быть дальше. Второй вид картин : действие происходит в помещении. Начало. Отвечаем на вопросы: когда? где? кто что задумал (решил? Время года опускается, остается название части суток. Когда? – используем выражения: однажды утром, днем, вечером, после завтрака, обеда, прогулки, сна… Где? – дома, в саду, в группе… Кто (дается имя) что решил, предложил, задумал. Середина и конец. Остаются такими же, как и в работе с первым видом картин.
Третий вид картин : нет действующих лиц и событий. Это картины типа «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Зима». Начало. Название картины, имя автора, определение времени года. Пришла… наступила… (по картине И. Левитана). Середина. Последовательно, сверху вниз (от состояния неба и солнца, заканчиваем тем, что на земле, учитывая передний и задний план, нужно дать описание признаков данного времени года. Очень полезно во время рассматривания использовать : - произведения поэтов и писателей, где говорится о временах года, обращать внимание детей, как автор говорит о небе, снеге, солнышке, других объектах природы, и постараться использовать эти слова в рассказе; - опыт наблюдений за природой на прогулках. Все это способствует накоплению и обогащению активного словаря ребенка, облегчает процесс составления рассказа. Конец. Передача настроения автора и ребенка. Вопросы: «Какое настроение у тебя, когда ты смотришь на эту картину? Почему?» Нельзя забывать об употреблении слов с уменьшительно-ласкательным значением (травка, березка, солнышко, ручеек, слов с противоположным значением (далеко-близко, высоко-низко, толстый-тонкий, широкий-узкий).
В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам. На занятиях с использованием картины ставятся разнообразные задачи, зависящие от содержания картины :
1) учить детей правильно понимать содержание картины;
2) воспитывать чувства (конкретно планируется в зависимости от сюжета картины) : любовь к природе, уважение к данной профессии и т. д. ;
3) учить составлять связный рассказ по картине;
4) активизировать и расширять словарный запас (конкретно планируются новые слова, которые надо запомнить детям, или слова, которые надо уточнить и закрепить).
В старшей группе роль воспитателя в процессе обучения уже изменяется. Из непосредственного участника он становится как бы наблюдателем, вмешиваясь лишь в случае необходимости. К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляются большие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий, качеств, состояний и т. д.).
Осознание ребенком задания является необходимым условием правильного его выполнения. Руководящая роль воспитателя при этом очень велика — он помогает понять и правильно выполнить задание: «Тебе сказали «расскажи», а ты одно слово сказал»; «Нужно придумать, что дальше было. Самому придумать, потому что на картине это не нарисовано».
Рассказ-образец педагога, предлагаемый детям в старшей и особенно в подготовительной группе, служит средством для перевода их на более высокую ступень развития умения рассказывать. Воспитатель требует не простого воспроизведения образца, а обобщенного подражания ему. Используются литературные образцы. Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и не заметной для детей. Это дает им возможность высказаться об остальном.