Приложение МААМ

Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации «Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения»

Татьяна Комякова
Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации «Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения»
▼ Скачать + Заказать документы

Модернизация образования, введение ФГОС ДО стали предпосылкой новых непрерывных образовательных поисков среди педагогов дошкольных организаций. Результаты такой деятельности привели к появлению нового современного средства обучения в дошкольной педагогике – это лэпбук.

Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Татьяна Пироженко является автором популярного блога для развития детей "Это интересно!", детских книг, вышедших в издательствах «Феникс» и «Питер», нескольких обучающих пособий компании «Умница», создает авторские интерактивные папки-лэпбуки. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

Публикация «Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации „Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения“» размещена в разделах

Научной литературы по технологии «лепбук» на данный момент нет. Авторы передового опыта дают разное толкование данной технологии : одни относят ее к игровой, другие к проектной, третьи – к исследовательской технологии. По всей видимости, это определяется от ведущей задачи работы с использованием лэпбука.

Татьяна Пироженко, автор адаптированной технологии лепбук в нашей стране, дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.»

Почему технология «лэпбук» актуальна в наше время?

1. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием

взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

2. Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

- включенность воспитателя наравне с детьми,

- добровольное присоединение детей к деятельности,

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности,

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Лэпбук могут делать :

Педагоги;

Педагоги с детьми;

Педагоги, дети и родители;

• Дети и родители;

• Родители

• Дети самостоятельно, что будет последней, высшей ступенью развития познавательной деятельности детей.

Лэпбук можно использовать как в детском саду, так и дома.

Разновидности тематических папок

В зависимости от назначения:

•учебные;

•игровые;

•поздравительные,

•праздничные;

•автобиографические ( папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т. д.)

В зависимости от формы:

•стандартная книжка с двумя разворотами;

•папка с 3-5 разворотами;

•книжка-гармошка;

•фигурная папка.

Организация материала :

•стандартные кармашки;

•обычные и фигурные конверты;

•кармашки-гармошки;

•кармашки-книжки;

•окошки и дверцы;

•вращающиеся детали;

•высовывающиеся детали;

•карточки;

•теги;

•стрелки;

•пазлы;

•чистые листы для заметок и т. д.

Значимость и преимущества технологии «лэпбук» :

активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;

позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);

развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;

помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;

помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно если ребенок визуал);

позволяет сохранить собранный материал;

объединяет педагогов, детей и родителей;

способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;

способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;

обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;

способствует творческой самореализации педагога.

Как сделать лэпбук своими руками?

Для этого вам понадобятся следующие материалы:

•картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3);

•бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);

•принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;

•обычные и фигурные ножницы;

•клей и/или скотч;

•степлер;

•декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т. д.)

Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

1. Начинаем мы с выбора темы. Не менее важным моментом перед выбором темы является обозначение возраста детей, для которых будет предназначен лэпбук. Это связано с тем, что не все темы подходят для детей, например, младшей группы ввиду своей сложности, и не все темы интересны детям старшего возраста в силу возрастных особенностей и интересов.

Тема лэпбука может быть любая :

•интересные события, происходящие с ребенком;

•увлечения детей;

•темы недели;

•литературные произведения;

•мультипликационные герои и т. д.

Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.

При создании лепбука необходимо учесть:

• эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)

• долговечность (помни, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)

• минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)

• приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»

2. План.

После того, как мы выбрали тему, составляется план, раскрывающий выбранную тему (Что вы хотите в этой папке рассказать) Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Работая над определённой темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука, должно отражать материал по всем пяти направлениям. Содержание может быть разнообразно, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.

3. Создание макета и оформление.

После составленного плана можно приступать к рисованию макета. Вся предполагаемая информация размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках и т. д.

После создания макета можно приступать к изготовлению и оформлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок. Заниматься по тематической папке желательно постепенно: одно занятие – одно задание. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Чтобы рассмотреть этап «Презентация лэпбука», уважаемые педагоги, мы предлагаем Вам попробовать на практике предыдущие этапы создания лэпбука. Чтобы работа прошла быстро и эффективно, предлагаем разделиться на 4 мини-группы.

(Педагоги делятся на 4 мини-группы. Каждая подгруппа занимает место за отдельным столом, оборудованным необходимыми материалами для работы.)

Итак, наша с Вами задача создать один общий лэпбук.

Первый этап создания лэпбука – выбор темы. Какую тему для лэпбука Вы предлагаете выбрать?

(Предложения тем педагогами, обсуждение предложений, выбор темы.)

Итак, тема нашего лепбука - …. Она является общей/ частной. (Тема фиксируется на рабочей доске)

Второй этап создания лэпбука – составление плана. Напоминаем, что в плане отображается содержание, раскрывающее тему лэпбука. При этом, в содержании должны быть затронуты программные задачи и все образовательные области: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физичекое, социально-коммуникативное развитие. Что Вы предлагаете включить в содержание лэпбука?

(Коллективное составление плана с фиксацией на рабочей доске)

Третий этап создания лэпбука – создание макета и оформление. Предлагаем макет создать коллективно, а работу по оформлению организовать в подгруппах.

(Предложения педагогов по созданию макета лэпбука, фиксация итогового образца макета на рабочей доске, распределение обязанностей между мини-группами, практическая работа в мини-группах по оформлению лэпбука.)

Итак, наша интерактивная книжка готова. С Вашего разрешения презентацию лэпбука начнем мы, а вы продолжите. Каждая мини-группа озвучивает моменты, которые касались конкретно вашей работы.

Пример презентации: В преддверии тематической недели «Осень» темой лэпбука выбрана также «Осень». Тема является общей, что расширяет выбор для наполнения содержания лэпбука. Образовательная программа для детей 4-5 лет определяет следующие задачи по теме «осень» : расширять представления детей об осени; развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д., вести сезонные наблюдения; расширять представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника; расширять знания об овощах и фруктах (местных, экзотических); расширять представления о правилах безопасного поведения на природе; воспитывать бережное отношение к природе; формировать элементарные экологические представления. В связи с этим можно составить следующий план для лэпбука : стихи, загадки, приметы, дневник наблюдений, сложи картинку (перелетные птицы, отгадай-ка (простые ребусы, любим петь, рисуем, расскажи по картине, подвижные игры.

1 мини-группа: Чтобы привлечь внимание детей, сама книга и ее оформление должно быть красочным, интересным и привлекательным. Только в этом случае она будет выполнять свою познавательно-развивающую функцию. Стихи, загадки, приметы осени, расположенные в красочном кармашке, периодически будут обновляться – это обеспечит совместную деятельность педагога с детьми, поддержит интерес детей и расширит представления по теме.

2 мини-группа: Своеобразный дневник наблюдений способствует не только обучению детей анализировать погоду, но и развивает мелкую моторику детей в процессе манипуляции детей вкладными карточками.

3 мини-группа «Сложи картинку» и «Расскажи по картине» также привлекают внимание детей дизайном конвертика, который открывается и закрывается, не дает деталям разрезных картинок выпасть и потеряться. Книжка-раскладушка «Отгадай-ка» содержит ребусы осенних предметов по типу недорисованных фигур, также дает возможность развитию мелкой моторики во время складывания и раскладывания книжки.

4 мини-группа: Помещенная в один из кармашков флеш-карта с осенними песнями, разученными с детьми на музыкальном занятии, дает возможность формировать ответственное и бережное отношение к дорогим вещам. Дети в свободное время могут попросить педагога включить знакомые им песни и повторить слова. Кармашек для осенних раскрасок небольшого размера, сюда помещаются раскраски небольшого размера, их можно обновлять по мере необходимости, можно попросить родителей принести раскраски. Кармашек «Подвижные игры» является своеобразной картотекой игр, которые разучиваются и играются на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, в свободной и совместной деятельности.

Спасибо всем мини-группам за плодотворную творческую работу. Напомним, что работа по созданию лэпбука больше направлена на активизацию деятельности детей и их родителей, поэтому интерактивная книга может изготавливаться не только самостоятельно педагогом, а с детьми и родителями.

Предлагаем обсудить, как могут родители помочь в создании лэпбука? Какие формы работы с родителями можно использовать в работе по созданию лепбука?

(Мнения и предложения педагогов, обсуждение эффективности форм работы с родителями по созданию лэпбука)

Создание лэпбука является эффективным средством для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители могут обеспечить поддержку:

1) организационную (экскурсии, походы);

2) техническую (фото, видео);

3) информационную (сбор информации для лэпбука);

4) мотивационную (поддержание интереса, уверенности в успехе)

Результатом использования данного пособия является:

• Объединение детей, родителей и педагогов, то есть социальная

направленность.

• Дети учатся находить информацию самостоятельно, то есть учатся учиться.

• Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.

• Расширение представлений детей об окружающем мире.

• Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.

Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Литература.

1. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал «Обруч № 4 2015 год.

2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

3. https://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html

4 https://infourok.ru/iz-opita-raboti-igrovaya-innovacionnaya-tehnologiya-lepbuk-1170933.html

Публикации по теме:

Презентация «Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольной образовательной организации» Совершенствование профессионального уровня Умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную.

Лэпбук как инновационная технология в современном образовании дошкольников Лепбук п О. В. Нахалова, воспитатель МОУ «Кречетовская СШ» СП детский сад «Родничок», д. Кречетово «ЛЭПБУК» КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.

Консультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возрастаКонсультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возраста Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное.

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук»Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Консультация для воспитателей «Технология Лэпбук и применение её в работе с детьми младшего дошкольного возраста» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области познавательного развития детей на основе использования технологии лэпбук.

Лэпбук «В мире театра» как инновационная технология для развивающей среды в ДОУ Я, Волобуева С. А. воспитатель МБДОУ д/с № 24 «Солнышко» представляю вам свой опыт работы по теме: «Лепбук «В мире театра» - как инновационная.

Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология технология в ДОУ Алекберова Т. И. старший воспитатель МАДОУ №161 «Ёлочка» Г. Улан-Удэ, Республика Бурятия Аннотация: в статье раскрывается реализация музейной.

Организация работы педагогов и родителей с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации Определение «дети с ОВЗ» говорит педагогу о том, что у ребенка имеется временное или постоянное отклонение (физическое или психическое).

Семинар-практикум для педагогов «Повышение мастерства педагогов ДОУ в организации работы по ФЭМП у дошкольников» Семинар-практикум «Повышение мастерства педагогов ДОУ по организации работы педагогов в процессе формирования элементарных математических.

Теоретическое обоснование модели профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации Максименко Алёна Сергеевна НИУ «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород Аннотация. В работе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации «Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения»
Опубликовано: 6 ноября 2019 в 18:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации «Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Комякова (УИ 843062) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД