Ольга Чичулина
Консультация по теме: «Приобщение дошкольников к творчеству мордовского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение дошкольников к творчеству мордовского народа нужно начинать с посещения музея изобразительных искусств, с краеведческого музея. Познакомить детей с произведениями мордовского скульптора Степана Эрьзи (Нефедов), знакомить детей с деревянной скульптурой мастеров с Подлесная Тавла, углубить представления детей об изделиях мордовского декоративно-прикладного искусства, познакомить с историей возникновения города и края где мы живем.
Публикация «Консультация по теме: „Приобщение дошкольников к творчеству мордовского народа“» размещена в разделах
Работу по приобщению детей с народным искусством необходимо проводить в течение года. Будь то занятие или экскурсия, кружок или игра.
Декоративное оформление группы, музыкального зала, музея старины детского сада эмоционально воздействует на ребенка и на взрослого. Сочетание красного и черного, желтого и зеленого цветов заставляет остановиться и посмотреть на панно, посуду или мордовский костюм; увидеть красоту национального орнамента.
При ознакомлении детей с произведениями мордовского декоративно-прикладного и изобразительного искусства необходимо учитывать уровень знаний и технических умений, которым дети овладели в предыдущих группах, и на этой основе строить дальнейший процесс обучения.
Знакомя детей с мордовской игрушкой, педагог показывает образцы, которые изображают не только птиц, но и животных, человека; отмечая многообразие данного вида прикладного искусства. Народную игрушку можно использовать не только как экспонат в уголке национальной культуры, но и на занятиях по изодеятельности.
Во время знакомства со скульптурой малых форм педагог формирует у детей умение рассматривать их со всех сторон, видеть характер образа, выделять средства выразительности.
Впервые в старшей группе говорят о творчестве художника Ф. В. Сычкова. Педагог учит видеть и понимать содержание картины, чувствовать настроение художника. Детям известны жанры живописи такие как, пейзаж, портрет, бытовой жанр. Методика ознакомления с картинами традиционна, учитывается лишь содержание картин, отражающей национальный характер и колорит.
Дети с пяти, шести лет продолжают создавать композиции по мотивам народной вышивки на бумаге различной формы, украшать силуэты предметов быта и одежды. Они овладевают умением вырезывать более сложные элементы по готовой разметке. Разметка готовится на каждого ребенка. Дети с помощью ножниц отрезают ту часть разметки, которая заштрихована. Работу нужно начинать с малого, например, с квадрата, а далее переходить к сложному «розетке или ступеньке».
Дети создают композиции узоров не только на геометрических формах (полосе, круге, квадрате), но и на бумажных силуэтах одежды и предметов быта (украшение матрешки, посуды, одежды для Алдуни). При выполнение этих работ отмечается ритмичность расположения элементов, сочетается фон и цвет, крупные элементы с мелкими, учитывается последовательность их расположения и наклеивания.
Знакомя детей с мордовской вышивкой, педагог учит создавать композицию с новыми элементами, обучая техническим приемам их изображения на бумаге, воспитывая умение определять колорит росписи. Располагать элементы узора в зависимости от назначения предмета, подбирая при этом цвет бумаги и цвет краски так, чтобы передавать художественное своеобразие мордовской вышивки.
Можно ввести в обучение детей рисование такого элемента, как «квадрат с продленными сторонами». Техника рисования такая же как «квадрат с лапками». А такой элемент, как «восьмиконечная звезда» легко получить из креста, лишь только делая углубления по типу рисования «флажка». Ступеньки получают по типу «пирамиды», накладывая один на другой в порядке убывания. Роспись силуэтов, изображающих предметы быта и одежды, осуществляется в следующей последовательности:
1) подбор определенных элементов орнамента;
2) составление композиции (эскиза) из отобранных элементов графитным карандашом на силуэте;
3) подбор цвета для элементов и фона;
4) выполнение эскиза гуашью (краской-палитрой).
Дети старшей группы лепят не только знакомые образы, но и выполняют сложные – животных (конь), человека (барыня). Педагог учит их видеть в предмете новые формы, движения, характерные детали (рот, нос, глаза), украшать свою работу, используя декоративные элементы (пуговица, шляпа). Используются различные способы лепки. Так, для лепки коня используют конструктивный способ, а для лепки барыни – конструктивный и пластический, сочетая и комбинируя их.
Перед тем, как изготовить игрушку, дети её рассматривают, обсуждают предмет, выбирая нужный способ лепки. Затем выполняют работу с объяснением задания и частичным показом выполнения работы педагогом. Затем дети выполняют работу, завершая её украшением.
Потом вместе с педагогом выбирают для разукрашивания цвет (гуашь или краски, разбавленные с водой). Для росписи обычно используют оранжевый или красно-коричневый цвет.
Когда игрушка подсохнет, можно показать, как её будут расписывать. Рассматриваются иллюстрации с изображением посуды, элементы росписи (волнистые, линии, полосы, мазки, точки). Цвет выбирают вместе с педагогом или по желанию, но обязательно используется национальный колорит:
сочетание красного, черного, желтого и зеленого цветов (зеленый цвет используется очень мало в росписи отдельных элементов).
Выполняя коллективную работу по составлению узоров и орнаментов, дети знакомятся с новым приемом изображения – составлением сетчатого орнамента. Они располагают элементы орнамента друг за другом в несколько рядов или чередуют их «в шахматном порядке». В полученном орнаменте отдельные детали соприкасаются друг с другом.
Продолжая учить детей рисовать элементы орнамента, постепенно усложняя их, создавая композицию узора, передовая (его) колорит росписи, педагоги развивают художественный вкус и творческую инициативу.
Дети самостоятельно рисуют фигуру куклы (матрешки) используя для набросков графитный карандаш, и «наряжают» её в национальный костюм. Такая работа требует большого количества времени и на одном занятии выполнить её полностью невозможно. Потребуется не менее двух-трех занятий для осуществления творческого замысла ребенка. Так, на первом занятии дети рисуют куклу (матрешку) или делают её с помощью бумаги на ручном труде. Когда кукла (матрешка) готова, начинают её «одевать» в платье, рисуют детали (нос, глаза, губы, щеки), головной убор (панго).
На втором занятии – подбирают элементы для одежды, головного убора, цвет для росписи и фон куклы (матрешки).
На третьем занятии занимаются только росписью поделки, но и это занятие следует разбить на две части. Первая половина – роспись фона, вторая - роспись одежды, головного убора, пулая и т. д.
В такой же последовательности выполняются работы из пластилина, глины, папье-маше
Изготавливая одежду для кукол, старинную мебель, предметы быта – привлекать к работе родителей. Для этого организовать конкурсы, викторины, театрализованные представления.
По возможности приглашать родителей на посиделки, развлечения. Здесь важно одно: проводя с детьми вечера или занятия, обращая их внимание на колорит мордовской культуры, воспитывать любовь к народному творчеству мордовского искусства, бережное отношение к истории национальной культуры, приобщать детей посредством песенного, танцевального, эпического фольклора, используя образцы декоративно-прикладного искусства.
Литература:
1. Программа «Валдоня», Саранск, 2001
И. М. Фадеева, С. Л. Уланова
«Декоративно-прикладное и изобразительное искусство Мордовии».
2. «Мы в мордовии живем» Бурляева О. В. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. Саранск-2011.
3. З. А. Богатеева
Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду.
Пособие для воспитателя детского сада. М., 1982
4. В. И. Калмыков
Коняшки-глиняшки. Саранск, 1993 г.
5. Мордовская народная вышивка
/сост. В. Н. Мартьянов. Саранск, 1991
6. Мордовский народный костюм
Альбом. Саранск, 1990.