надюшка галкина
Самоанализ по теме «Изучение традиций, культуры народа своего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из значимых особенностей системы образования последнего десятилетия является вариативность работы дошкольных учреждений. Благодаря новым требованиям обновляется содержание образования и воспитания детей. Внедрение Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, Комментарии к ФГОС ДО Минобрнауки России от 28 февраля 2014г., Конвенцию о правах ребенка, Программа «От рождения до школы» Васильевой и др. закрепляли за дошкольным учреждением право выбора программы из комплекса вариативных, рекомендованных государственными органами управления образованием, а также право разработки собственных (авторских) программ. Это означало пересмотр содержания образования, его обновление и изменение: инновационность педагогических технологий, оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах. Наибольший интерес для меня представляет раздел «Социально –личностное развитие, который затрагивает тему традиционной народной культуры. Набрав группу новых детей, и проведя анкетирование родителей, я поняла, что данное направление вызвало явный интерес и поддержку в углубленном изучении.
Публикация «Самоанализ по теме „Изучение традиций, культуры народа своего края“» размещена в разделах
- Республика, область, край. Список городов
- Самоанализ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
В настоящее время, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о культуре разных народов, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции. Кроме того, давно забыты и не употребляются в речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Именно сейчас, в век стремительного научно – технического прогресса, народная педагогика, традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед.
Наше дошкольное учреждение посещают дети с разной национальной культурой, поэтому в практической деятельности стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники не были «Иванами», не помнящими родства, не утратили духовную связь с родным краем, с его культурой, судьбой и могли найти свое место и осознать себя личностью.
Свою работу я начала с составления перспективного плана на каждую возрастную группу, затем разработала серию конспектов занятий, диагностические задания, папки с консультациями для педагогов и родителей. Одним из важных условий реализации системы моей работы в ДОУ является правильная организация развиваю-щей предметной среды. Для работы по данной теме была изучена научно –краеведческая литература, подобран наглядно-демонстрационный материал, в группе организован мини-центр по краеведению, оборудование которого усложнялось соответственно возрасту воспитанников. По серии конспектов проведены пробные занятия, позволяющие отследить их развивающий эффект.
Если в младшей и средней группах работа строилась, в основном, на изучении народного фольклора, игр, элементарного народно-прикладного творчества, семейных традиций, праздников, изучении природы родного края, народных примет,то работа с детьми старшего дошкольного возраста должна строиться с учетом интенсивного развития мышления и других интеллектуальных процессов, существенного изменения ориентации на социальные отношения в мире взрослых.
Особое внимание на начальном этапе работы с детьми старшего дошкольного возраста уделяю таким темам, как «Семья». Это формирование интереса к своей родословной : рисование членов своей семьи, рассказы детей о них, беседы «Что такое родословное дерево», «Мои мама, папа», «Отдыхаем всей семьей», «Мои бабушка, дедушка, какие они»; встречи с близкими людьми, когда кто-то из родственников неожиданно приходит на занятие, дети рассказывают о своей жизни в д/саду, а гость рассказывает о своих увлечениях, о себе, показывает фотографии; игры «Найди сходства/различия», «Угадай, чей я ребенок», «Найди пару»; рассматривание семейных альбомов, создание альбомов «Наши братья и сестры», «О мамах разных и очень важных». Наряду с темой «Семья», продолжается работа по теме «Детский сад».
Постепенно расширяются представления детей о родной стране, государственных и народных праздниках, продолжает формироваться интерес к своей «малой Родине»,культуре и традициям родного края, знакомятся с флагом, гербом, мелодией гимна России, а также своего родного Борисоглебска.
Мной определены следующие приоритеты в работе с детьми:
- формирование чувства причастности к истории родного края через знакомство с праздниками и традициями;
- накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров Воронежского края, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития;
- развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов Воронежской губернии ;
- развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом через знакомство со старинными народными играми;
- совершенствовать познавательно- конструктивные способности по-средством ознакомления с народной и современной архитектурой Борисоглебска и Воронежа;
- формировать чувство гордости, знакомя детей с творчеством талантливых художников, писателей, поэтов Воронежского края, с народной музыкой и хореографией.
В перспективе отражено знакомство со сказками выдающихся воронежских сказительниц А. К. Барышниковой и А. Н. Корольковой, чтение и рассказывание сказок, легенд, поверий знаменитого собирателя А. Н. Афанасьева;
рассказ воспитателя и обыгрывание обрядов и традиций Календарных праздников: Святки, Рождество, Крещение, Масленица, Праздник Георгия Победоносца, Троица, Ильин день и др. ;
знакомство с резьбой по дереву, плетение из лозы, соломки; ткачество, вышивка, вязание, оформление выставок: «Воронежский сувенир», «Золотая лоза», «Вышитая картина»;
изучение творчества и знакомство с произведениями И. А. Бунина, С. Я. Маршака, М. Я. Ильина («Рассказы о вещах», художников И. Н. Крамского, А. П. Рябушкина, А. В. Куприна, поэтов И. С. Никитина, А. В. Кольцова;
слушание песен в исполнении хора М. Е. Пятницкого, Воронежского государственного академического русского народного хора, просмотр выступления ансамбля песни и танца «Воронежские девчата», борисоглебских ансамблей, заучивание с детьми календарно-обрядовых песен, частушек, закличек, считалок;
изучение архитектуры родного города, знакомство с названиями улиц города – современными и историческими.
При проведении работы особые трудности испытываю в связи с недостатком наглядности, но это компенсируется экскурсионными поездками по городу, в краеведческий музей, посещением Картинной галереи