Елена Чужайкина
Консультация для педагогов «Игра как средство активизации речевого развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным
ему словам— он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи.
Публикация «Консультация для педагогов „Игра как средство активизации речевого развития детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка, совершенствует её, и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность узнать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно и его личность в целом. Наша задача – воспитание свободной личности, способной к полноценному общению. Но как развивать речевое общение детей? Как ребёнка умеющего говорить, научить разговаривать? Говорить – пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Для того, чтобы говорить, ребёнок должен владеть определённым запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным. Разговаривать – беседовать, вести разговор, общаться. Чем богаче речь ребёнка, тем сильнее его стремление к общению.
Нам известно, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, в которой развиваются все психические процессы.
Одним из основных аспектов является развитие речи детей в игре. В игре ребёнок общается, ведёт диалог с другими детьми и взрослыми, его окружающими. Важной является и монологическая речь детей, которую они ведут в игровой деятельности.
Игра – главная сфера общения детей. В ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношения друг с другом. В игре ребенок выражает самые фантастические желания, свои мечты, проявляет широкий простор для творчества, активности, любознательности.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится развитая игровая деятельность. Именно в развитой сюжетно - ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающее его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения, и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.
Использование занимательных игр построенных на самом различном материале, позволяет ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники рассказывают, придумывают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определённые логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.
Обучая детей с использованием игровых форм, педагог стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Таким образом, процесс развития речи у детей дошкольного возраста более эффективен при использовании на занятиях и в режимных моментах игровых методов и приёмов, инновационных форм обучения. Работа с детьми показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
Игра – естественное состояние ребёнка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. В ней много весёлых неожиданностей, будничное становится необычным.
Если ребёнок использует в игре все знания, приобретённые на занятиях и в повседневной жизни, то игра будет выполнять свою педагогическую функцию – станет деятельностью развивающей, нацеливающей на всестороннее развитие дошкольников.